Олег Михайлович, на кого рассчитана ваша магистратура?
Олег Зверев: Программа двухлетняя, она для тех, кто уже работает специалистами по безопасности в школах (такая должность есть во всех школах Москвы), заместителями директора по безопасности, и на тех, кто только собирается прийти работать в школы на такие позиции - в основном это военнослужащие, силовики.
Что изучают? Антитеррористическую защиту, гражданскую оборону, профилактику экстремизма, технические средства обеспечения безопасности, пожарную безопасность, судебную практику, правовые аспекты - курс очень насыщенный. И обязательно - профилактика негативных проявлений в среде школьников и учителей. Это те самые психолого-педагогические основы, без которых в принципе нельзя идти работать в школу. Занятия ведут не только преподаватели университета, но и ведущие эксперты силовых структур, профильных министерств и ведомств.
Но не теорией единой - это всегда активная проектная работа: магистранты знакомятся с разными школами, смотрят, где и как работают принципы безопасности, что можно усовершенствовать.
А вообще сегодня в каждой школе есть зам по безопасности?
Олег Зверев: К сожалению, на федеральном уровне у нас такой должности нет. Эти позиции вводятся по желанию региона или школы. Но я убежден: должность "заместитель директора школы по безопасности" просто необходима в каждой школе, что называется, по умолчанию. Должен быть человек, который управляет всей школьной безопасностью, в том числе и охранниками, взаимодействует с правоохранительными органами. У выпускников нашей программы будет диплом, который позволяет преподавать в школе, поэтому они смогут управленческие должности совмещать с преподаванием, например, "Основ безопасности и защиты Родины". Отмечу, что, хотя мы делаем акцент на работе в образовательных организациях, полученная квалификация позволяет работать и в других сферах.
Расскажите о самых важных моментах в обеспечении безопасности школ?
Олег Зверев: Самое главное - тренинги. Никогда не надо ими пренебрегать. Этим как раз и должны заниматься специалисты, которых мы готовим, но и учителя тоже. И это не должны быть формальные занятия "для галочки", а такое, увы, бывает сегодня часто. Они должны быть регулярными и быть интересны детям в первую очередь. А для этого и сам ведущий тренинга должен быть увлечен тем, о чем рассказывает и что показывает. Как оказывать первую помощь, как действовать при пожаре... Кто-то скажет: "Все равно я в экстренной ситуации растеряюсь и ничего не вспомню". Это фатализм. Мозг в определенной ситуации может вытягивать из головы алгоритм поведения и адаптировать его под "контекст". Но этот алгоритм в мозг нужно заложить. Как? Только на тренингах. Это нужно и детям, и педагогам.
Что должны знать дети и учителя прежде всего, если вдруг в школе стало опасно?
Олег Зверев: Важно четко ориентироваться в помещении, хорошо знать, что где находится, где какие двери и куда они ведут. Неслучайно мы с каждым новым курсом в первую очередь осматриваем наше здание. Буквально ходим и руками открываем все двери. Человек должен понимать, где он находится и куда ему бежать в случае опасности, где безопасные зоны.
Кроме того, в школах должен быть четкий план действий в чрезвычайных ситуациях: при пожаре, при террористической угрозе, вооруженном нападении, угрозе беспилотников и так далее. Это документ, где прописаны действия учителей, администрации, учеников.
Учебные тревоги в школах дети часто воспринимают как игру. Так и должно быть? Они вообще нужны?
Олег Зверев: Учебные тревоги необходимы для всех. Иногда в школах пытаются не включать в такие мероприятия 1-2 классы, дескать, маленькие еще. Но пожар, террористы и в целом любая беда не выбирают, кого "ранить". Возможно, для учеников начальной школы требуется более деликатное объяснение всего происходящего, особый подход.
Очень важно, чтобы в школе были свои сигналы тревоги. Не только сигнал пожарной эвакуации, но отдельный сигнал вооруженного нападения, сигнал при обнаружении подозрительного предмета. Все это школа может самостоятельно организовать, прописать в своих документах и согласовать с правоохранительными органами. И эти сигналы можно использовать при тренингах и учебных тревогах.