В России усилят контроль за "серым" рынком пива и пивных напитков

Федеральные власти обсуждают перспективы введения реестра продавцов пива и пивных напитков в усиление уже принятых мер по борьбе с нелегальным рынком. В условиях моратория на проверки бизнеса такой реестр поможет бороться с проблемой торговли суррогатом и неучтенным пивом в случае выявления нарушений. При этом для легальных игроков и добросовестных розничных точек вступление в реестр не должно стать проблемой - оно будет бесплатным и максимально простым с точки зрения оформления.

Пока окончательного решения по реестру не принято, выяснила "РГ". Есть моменты, которые требуется уточнить - кто будет вести реестр, отвечать за внесение данных в него, обеспечивать контроль на местах и т.д., рассказали источники на рынке, но в целом инициативу оценивают как эффективную.

Суть инициативы - в создании специального реестра розничных продавцов, вступление в который дает право продавать пиво и пивные напитки. Сейчас торговля этой продукцией, в отличие от продажи вина и крепкого алкоголя, не лицензируется, и после массового отравления суррогатным псевдосидром, который попал на рынок как раз через так называемые "наливайки", активизировалось обсуждение об усилении контроля за этим сектором. В качестве предложений обсуждались введение лицензирования на продажу, запрет на торговлю пивом и напитками для индивидуальных предпринимателей или реестр.

Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин отмечает, что Реестр производителей пива и маркировка уже положительно повлияли на рынок: объемы легального производства увеличились, схемы реализации "левого" пива вскрылись. Реестр продавцов при этом нужен, так как основной объем нелегальной продукции сосредоточен в "наливайках". Шапкин говорит, что сейчас за розницей по большому счету никто не надзирает, так как у Роспотребнадзора действует мораторий на проверки. Но даже в случае выявления нарушений торговую точку закрыть нельзя, так как нет разрешительной процедуры. Реестр сможет этот пробел восполнить: если продавец есть в реестре - торговать можно, исключили - нельзя. В противном случае будет трактоваться как незаконное предпринимательство. По его мнению, реестр должен быть федеральный в Росалкогольтабакконтроль (РАТК), а региональные власти должны получить полномочия по включению и исключению из реестра. А как это будет организовано технически - вопрос переговоров. Сейчас органы власти, эксперты и участники рынка как раз и обсуждают этот вопрос.

Подобные предложения обсуждаются довольно давно, и РАТК "концептуально поддерживает данную инициативу", говорят в Службе. "Ведение реестра продавцов пивоваренной продукции позволит обеспечить должный контроль розничных продаж этих напитков и внесет значительный вклад в процесс обеления этого сегмента рынка", - заявили "РГ" в РАТК. При этом к предлагаемой редакции у Службы есть ряд замечаний.

Поддерживают введение реестра и в Ассоциации производителей пива, солода и напитков (АПП). "Предложенный вариант законопроекта о введении Реестра розничных продавцов опирается на формат, который уже был реализован в отношении производителей пива и зарекомендовал себя как эффективный, - Реестр производителей пива. Такой инструмент должен стать альтернативой лицензии на продажу пивоваренной продукции", - говорит исполнительный директор АПП Вячеслав Мамонтов.

В Минфине пока аккуратно предлагают рассматривать инициативу о создании реестра после оценки эффективности тех мер, которые уже введены или вот-вот появятся для снижения рисков жизни и здоровью граждан и усиления контроля за алкогольным рынком. Во-первых, с 1 сентября 2023 года заработал реестр производителей пива. Только включенные в этот реестр пивовары имеют право производить продукцию. Если РАТК выявит нарушения, производитель исключается из реестра и теряет право на производство. Во-вторых, с 1 сентября 2024 года для всех розничных продавцов пивоваренной продукции станет обязательной регистрация в ЕГАИС всех мест осуществления деятельности. Если раньше в ЕГАИС фиксировались данные по юрлицу, то теперь информация должна предоставляться по каждой точке продаж. В-третьих, напоминают в Минфине, с 2022 года предусмотрено поэтапное введение обязательной маркировки алкогольной продукции.

"Минэкономразвития поддерживает реализацию мер, способствующих сокращению нелегальных продаж пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи", - говорится в отзыве ведомства на эту инициативу. Письмо за подписью первого заместителя министра экономического развития Ильи Торосова есть у "РГ". Вместе с тем там считают, что предложенные меры "нуждаются в дополнительном обосновании и проработке". В министерстве, в частности, опасаются "значительного увеличения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты" и "негативного влияния на конкуренцию на пивоваренном рынке".

Сейчас способов контроля за оптовой и розничной продажей пива невероятное количество, говорит основатель магазинов пива "Беру выходной" Николай Желагин. Это алкодекларирование (где показываются объемы проданного пива), ЕГАИС (где отражается полностью все поступление и выбытие), маркировка "Честный знак" (где политражно отражается каждая подключенная кега и выбытие). Дополнительными методами контроля выступают онлайн-кассы (где сложно схитрить) и ФГИС "Меркурий" (по еде). "Эта нагрузка падает только на добросовестного предпринимателя. А недобросовестные (а их с появлением новой контролирующей системы становится все больше) не имеют никаких рисков. Ответственность для ИП крайне низкая, да и вероятность привлечения к ответственности за невыполнение этих требований стремится к нулю", - сетует Желагин. Поэтому добросовестные участники рынка постоянно выступают за то, чтобы были какие-то инструменты наказания недобросовестных предпринимателей, поясняет эксперт.

По реестру продавцов у малого бизнеса есть вопросы к тому, как это будет реализовано. Например, по существующей версии законопроекта, исключить из реестра можно, если дважды замечен в нарушениях маркировки. Но сейчас технически ЕГАИС и маркировка "не сходятся". В одной кеге на 30 литров может быть и 29 литров, и 31 литр. В этом случае под исключение из реестра попадут все, считает Желагин. Также пока непонятно, как будут включаться продавцы в реестр. Ещё один принципиальный вопрос - какая ответственность будет предусмотрена за торговлю вне реестра. Сейчас этот момент в законопроекте отсутствует. "Если эти три момента будут грамотно доработаны, то реестр может стать не очень обременительным и очень действенным инструментом для борьбы с торговыми точками, которые работают вне правового поля", - уверен Желагин.

Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ знает, что легальные производители и продавцы пива поддерживают идею создания реестра, считая, что он защитит их от недобросовестных конкурентов, которые не несут никакой ответственности за свою продукцию, особенно в условиях моратория на проверки бизнеса. Это будет и в интересах потребителей. Поэтому Шелищ называет такую меру правильной.

От участников рынка не требуется дополнительных финансовых инвестиций, отмечает Мамонтов. "Поэтому мы не видим предпосылок, например, для повышения конечной стоимости продукции для потребителя или закрытию легальных точек продаж. Технически Реестр вполне совместим с уже существующими механизмами "подсчета" участников розничных продаж - ЕГАИС и системой "Честный знак". При этом контроль за "серым" рынком (вкупе с другими мерами) такой механизм точно усилит", - говорит он.

Дело в том, что на данный момент существует несколько схем функционирования нелегальных производителей. Как показали расследования ФНС и ФСБ - в их основе так называемые вертикально-интегрированные компании, владельцы которых имеют производственные активы, а также свою подконтрольную сбытовую сеть.

При одной схеме участники закупают больше солода, хмеля, бутылок и этикеток, чем нужно для официально задекларированного производства. Сырье закупают подконтрольные компании и передают производителю пива без документов для выпуска неучтенной продукции. При второй схеме обычное алкогольное пиво выпускается под видом безалкогольного или кваса и лимонадов, для которых ставки акцизов либо нулевые, либо ниже алкогольных.

"По схемам скрытого производства и "бумажной" подмены газировкой выпускается больше 2 млрд л неучтенного пива, следует из ведомственных материалов. Суммы неуплаченных акцизов и НДС - десятки миллиардов", - пишут СМИ.

В рамках таких схем отследить неучтенный продукт существенно сложнее. За последние годы по данной схеме развивался весь нелегальный рынок, говорят эксперты, отмечая, что механизм подобный реестру розничных продавцов позволит не только увидеть большинство продавцов, но и сфокусировать работу надзорных органов на тех, кто отказывается работать в правовом поле.