19.07.2024 17:54
Поделиться

Эксперт: Корректировка демпфера может вызвать рост биржевых цен на топливо

Корректировки правил выплат по демпферу, которые сейчас обсуждаются в правительстве, призваны поддержать нефтяников, но могут привести к некоторому росту цен на бирже. Такое мнение в беседе с "РГ" высказал генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин.
Алексей Белкин/NEWS.ru/ТАСС

По его словам, разделение демпфера на практике подстегнет рост биржевых цен: нефтяники смогут увеличивать маржу за счет завышения биржевых цен по одному виду топлива и получения субсидий - по-другому.

Ранее стало известно, что правительство планирует изменить это правило, разделив выплаты по демпферу по видам горючего - бензин и дизельное топливо (ДТ). Превышение максимально установленной цены для одного вида топлива не повлияет на выплаты для поставщиков другого вида.

Демпфер компенсирует часть разницы между индикативной ценой топлива, установленной государством, и его экспортной ценой. Выплачивается он из бюджета нефтяникам за оптовые поставки топлива на внутренний рынок с отклонением от индикативной цены (в среднем за месяц) не более 10% для бензина и не более 20% - по ДТ.

Сейчас при превышении хотя бы одного из этих значений демпфер обнуляется. Механизм может работать и в обратную сторону, если экспортные цены оказываются ниже внутрироссийских. Тогда нефтяные компании платят в бюджет. Но так было только один раз за всю историю демпфера (с 2019 года) в 2020 году, когда рухнули цены на нефть.

Что касается продления применения до 1 января 2033 года инвестиционной надбавки к обратному акцизу на нефть, Терешкин считает, что мера поддержит отрасль. Инвестиционная надбавка предназначена для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), у которых объем производства нефтепродуктов составляет менее 75% от объема первичной переработки нефти, но которые вкладывают средства в модернизацию НПЗ.

По итогам первой половины 2024 года на долю инвестнабавки пришлось 6% субсидий в адрес НПЗ, включая демпфер и обратный акциз (105,8 млрд руб. из 1899 млрд руб.). Проблема заключается в том, что санкции на поставку оборудования для НПЗ значительно осложнили модернизацию российской нефтепереработки. Поэтому пролонгация инвестнадбавки означает продление субсидий.

При этом, с точки зрения эксперта, озвученные меры еще обсуждаются и могут быть пересмотрены не раз, в том числе из-за высокого дефицита федерального бюджета, на объем которого влияют субсидии нефтяникам.