Поделиться

Ангелы возвращаются на фронтон портика Духовной академии

С 2021 по 2022 год Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге провел ремонт и реставрацию кровли и чердачного помещения главного здания Санкт-Петербургской духовной академии, а в конце 2023-го завершили работы по реставрации фасадов.
Пресс-служба Фонда СВОИК

Однако на этом работы на объекте не закончены. Сейчас проводятся комплексные научные исследования для проектирования воссоздания монументальной живописи в Храме Двенадцати апостолов, расположенном непосредственно внутри главного здания, и готовится проект капитального ремонта иконописного отделения академии.

Отдельного внимания заслуживают планы фонда по воссозданию скульптурной композиции из двух ангелов, поддерживающих крест, которая ранее венчала фронтон портика на лицевом фасаде главного здания.

История ангелов

Решение фасада академического здания было осуществлено по проекту Л. Руска - центральная часть корпуса выполнена с колоннадой, несущей треугольный фронтон, в центральной же части здания располагается академический храм, который однако лишен купола. В этой связи над фронтоном был установлен крест, который держит ангел, а рядом коленопреклоненная фигура второго ангела. В 1817 году был заключен контракт со скульптором Францем Тибольтом на исполнение из пудожского камня "группы из двух ангелов с цоколем и карнизом над фронтоном". Выполнил ее известный каменотес С. Суханов, крест же был изготовлен бронзовых дел мастером Ценом. Скульптуру закончили к сентябрю 1817 года, а установили в январе 1819 года.

Фото: Собрание планов фасадов и разрезов примечательных зданий С.-Петербурга (СПб., Общество поощрения художников, 1826)

Одновременно к июлю 1818 года в тимпане фронтона Ф. Тибо устроил "гипсовый" барельеф, изображающий Всевидящее око с исходящими от Него лучами.

Первоначальное расположение здания Духовной академии имело вполне определенное градостроительное значение, раскрывая его главный фасад к Неве и Шлиссельбургскому тракту, закрепляя угол впадения Обводного канала в Неву и создавая сильный архитектурный акцент при выезде из столицы.

Фото: Пресс-служба СПбДА

После возведения в 1849-1851 годах комплекса зданий хлебных амбаров фасад здания был закрыт со стороны Невы (подобная ситуация сохраняется до настоящего времени). С этого момента главной доминантой становится скульптурная группа с ангелами на фронтоне, однако в 1919 году скульптурная группа, барельеф и надпись "С. Петербургская Духовная Академия" на фризе были уничтожены. Так, фасад здания Санкт-Петербургской духовной академии утратил главный акцент, выделяющий этот памятник архитектуры в панораме набережной реки Невы.

Разговор о воссоздании

На данный момент детализированного изображения скульптурной группы не имеется в связи с отсутствием известных проектов и качественных фотографий. Тем не менее, существовали аналоги композиции.

Композиционно более близка скульптуре на Главном здании Духовной академии скульптурная группа, находившаяся над восточным фронтоном церкви иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной улице.

Фото: Пресс-служба СПбДА;

Храм был возведен в 1817-1818 годах (одновременно со зданием академии) также И. И. Шарлеманем по проекту Л. Руска. Скульптурная группа в виде двух ангелов, держащих золоченый крест, была установлена над аттиком восточного фасада. Расположение ангелов зеркально противоположно академическому. Их положение, положение рук, изображенное на гравюре и поздних проектных чертежах, несколько отличаются от фактического в начале XX века. Скульптура была утрачена в 1920-е годы.

Как рассказали представители фонда, на текущий момент подрядчиком выполняются работы по подготовке проектных документов скульптурной композиции - они продлятся до конца 2024 года. Непосредственно изготовление и монтаж запланированы на 2025 год.