Оба места, где найдены затонувшие корабли, относительно хорошо сохранились и содержат множество культурных артефактов с четким историческим контекстом, говорит Сун Цзяньчжун, исследователь Национального центра археологии при Государственном управлении по охране культурного наследия КНР. "Эти артефакты стали важными археологическими находками, свидетельством торговых отношений на древнем морском Шелковом пути в Китае. Они представляют собой убедительные доказательства, проливающие свет на морскую историю Китая и культурный обмен между китайской цивилизацией и иностранными культурами", - сказал он.
В ходе археологических работ, начавшихся в мае 2023 года, исследователи извлекли коллекцию из 928 артефактов, некоторые из которых прошли опресненную обработку в деионизированной воде. Как сообщило 13 июня Государственное управление по охране культурного наследия КНР во время пресс-конференции в Китайском музее Южно-Китайского моря в Цюнхае, Хайнань, исследования состояли из трех этапов, всего было проведено 63 погружения.
При обследовании места кораблекрушения N 1 основное внимание уделялось фарфоровым артефактам, в том числе изделиям сине-белого цвета, селадона и изделиям в стиле фахуа. Фахуа относится к китайскому фарфору с яркими темно-синими украшениями и глазурью бирюзового, фиолетового, зеленого, желтого и белого цветов. По словам Ли Цзяньаня, исследователя из Фуцзяньского музея, обнаруженные изделия фахуа на затонувшем корабле N 1 подтверждают их экспорт из Цзиндэчжэня, провинция Цзянси, признанного "фарфоровой столицей" Китая, во времена середины династии Мин. Ученый отметил, что это открытие не только проливает свет на соответствующие места производства, но и предоставляет конкретные доказательства, объясняющие происхождение изделий фахуа за рубежом.
Третий этап исследований, проведенный в мае и июне, ознаменовал собой значительный прорыв - благодаря находке красно-зеленой чаши, датированной 1506 годом, который стал началом правления императора Чжэндэ в середине правления династии Мин, была установлена верная хронология событий. Это подтвердило более ранние предположения о том, что кораблекрушение N 1 относится к эпохе Чжэндэ (1506-1521 гг.).
"Эта точная датировка связывает кораблекрушение с конкретным годом, что позволяет оценить его историческое значение", - сказал Сун. Он отметил, что на "затонувшем корабле N 1" находился груз с фарфором, предположительно предназначенным для экспорта в Юго-Восточную Азию. И, напротив, было обнаружено, что второе затонувшее судно перевозило из-за границы древесину.
"Это первая в мире находка древних торговых судов в этом районе, которые, как полагают, принадлежали к частным торговым судам", - сказал Сун. В 2023 году Национальный центр археологии, Институт глубоководных наук и техники Китайской академии наук и Китайский (Хайнаньский) музей Южно-Китайского моря объединили свои усилия, чтобы сформировать команду, объединяющую экспертов из различных областей для проведения исследований, раскопок и мероприятий по сохранению подводных реликвий, относящихся к культурному наследию. Команда использовала передовые глубоководные технологии и научно-исследовательские суда Tansuo 1 и Tansuo 2 вместе с пилотируемым подводным аппаратом Shenhai Yongshi ("Глубоководный воин") для археологической экспедиции на местах двух кораблекрушений.
Система определения местоположения с длинной базовой линией произвела революцию в точности определения местоположения, навигации и маркировки местоположений, сделав подводное картографирование более точным. С помощью этой системы "мы увеличили частоту обновления данных о местоположении под водой с 60 до 3 секунд, предоставляя дайверам навигационную информацию в режиме реального времени без задержек", - сказал Чэнь Чуаньсюй, заместитель руководителя научного отдела Института глубоководных наук и инженерии.
Аппарат Shenhai Yongshi оснащен трехмерным лазерным сканированием и камерами высокой четкости для получения панорамных изображений и создания подробных 3D-снимков мест кораблекрушений и зоны их расположения.
За прошедший год более 200 человек приняли участие в совместной работе команды по детальной регистрации данных, точному сопоставлению фотографий и методичному выполнению археологических процедур. На протяжении трех этапов команда разработала стандартизированные протоколы, усовершенствовала процессы и внедрила инновационные методики. "Эти разработки заложили прочную основу для наших будущих глубоководных археологических экспедиций, особенно в Южно-Китайское море", - отметил Сун.
"Три этапа исследований в полной мере демонстрируют интеграцию китайских глубоководных технологий и подводной археологии, знаменуют собой значительный шаг вперед к международному передовому уровню", - подчеркнул Гуань Цян, заместитель директора Государственного управления по охране культурного наследия.