На днях в Томской области объявлено, что иностранцам с трудовыми патентами с 1 ноября запрещается работать в сферах производства продуктов питания, розничной торговли, в такси, общественном транспорте, гостиничном и ресторанном бизнесе, в службах обеспечения безопасности, а также общего, среднего профессионального и высшего образования, физкультуры и спорта. Аналогичные ограничения введены и в Челябинской области.
Разного рода ограничения введены уже в более чем 30 регионах страны, впервые на этот путь встали еще в 2015 году власти Пермского края и республики Марий Эл. Только в нынешнем году, после теракта в "Крокус Сити-молле", когда контроль за мигрантам стали ужесточать, ограничения на отдельные виды деятельности введены уже в 17 регионах, включая Крым. Список "запретных профессий" разнится. От 5-10 и выше. Скажем, в Новосибирской области и Крыму он насчитывает 35 сфер экономической деятельности. В некоторых регионах, в зависимости от местной специфики, запрещено работать на должностях, которые не очень-то ассоциируются с мигрантами - переводчиков, секретарей, редакторов, кадровиков, финансистов, бухгалтеров, а также устраиваться на работу, связанную с добычей полезных ископаемых, торговлей лесом, рыболовством, охотой и разведением диких животных. Где-то не разрешают работать в рыночных киосках и торговых палатках.
Кто же будет трудиться вместо гастарбайтеров? К примеру, чаще всего запрещают работать в такси, общественном транспорте и розничной торговле. По данным портала "ГородРабот.ру", средняя зарплата водителя в той же Томской области за 2024 год ‒ 102 690 рублей. Однако, изучив десятки местных объявлений о вакансиях водителя, я нашел лишь одну, предлагающую близкую зарплату, все остальные сулят 40-50 тыс. При этом в прошлом году от иностранцев, работающих по патенту, в бюджет области поступило 185 млн рублей налогов. Немало.
Некоторые эксперты считают, что регионы вводят ограничения по тем профессиям, где число мигрантов и так невелико, поэтому эффект для рынка труда не столь велик. Скажем, не слышно об ограничениях на работу в строительной отрасли, где чаще всего приходится видеть мигрантов. Однако вот в Челябинской области, где тоже объявлено об ограничениях, они могут коснуться 60% иностранцев, работающих по патенту. Еще 40% гастарбайтеров, работающих по патентам, задействованы в реальном секторе экономики: в том же строительстве и обрабатывающем производстве. В Челябинской области (по состоянию на 30 апреля) работали 55 342 мигранта, из них по патентам - чуть больше 21 тыс. Стало быть, "запрет на профессию" коснется 12 600 чел. Не так уж мало. А профессии водителя и продавца - на первом и третьем месте по востребованности в данной области. Тем не менее власти вводят ограничения для мигрантов - вопреки кадровому голоду. Схожая картина практически во всех регионах.
Водители сейчас вообще едва ли не самая дефицитная профессия, о нехватке персонала говорят все таксопарки. Дефицит кадров там оценивают в 15-20% (притом что в такси тех, кто на патенте, не более 5%). Есть оценки, согласно которым дефицит рабочей силы в пассажирских и грузовых перевозках оценивается в среднем в 25% по стране на фоне роста объемов грузоперевозок
По данным Центробанка, нехватка рабочих рук на региональном уровне лишь усиливается: на это указывают 70% компаний, не хватает как квалифицированных, так и неквалифицированных рабочих рук. Доля свободных рабочих мест от общего числа занятых составляет около 7% в среднем по стране. Рекорд за все постсоветские годы. При этом, по данным МВД, в 2023 году в РФ выдано 2,1 млн патентов иностранцам, плюс 120 тыс. разрешений на работу. А если запретят работать всем 2,1 млн? Впрочем, пока об этом речи нет, к тому же гастарбайтеры работают далеко не только на основании патента. Уточним: вводимые на региональном уровне запреты касаются именно мигрантов, работающих на основании патента (и то лишь в некоторых сферах). Под такие ограничения подпадают иностранцы, прибывшие в страну в рамках безвизового режима из таких стран как Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан и Украина. Но! Запреты не касаются граждан из государств ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана), мигрантов, имеющих ВНЖ и РВП; граждан из стран дальнего зарубежья с разрешением на работу в России; высококвалифицированных специалистов.
В краткосрочном плане искусственное ограничение притока мигрантов действительно может создать дополнительное напряжение на рынке труда. Но тут можно вспомнить барона Мюнхгаузена с его рецептом - "надо самим себя тянуть из болота за волосы". Иначе никак. В долгосрочном плане такие ограничения, при том, что они не создают все же шокового эффекта даже для тех сфер, где вводятся, могут благоприятно сказаться и на перераспределении трудовых ресурсов и повышении их мобильности, и на повышении уровня оплаты труда, и на повышении качества предоставляемых услуг. Наконец, очевиден приоритет трудоустройства прежде всего россиян. Не говоря уже о об интересах нацбезопасности. Ограничение притока дешевых (и чаще всего неквалифицированных) иностранных рабочих рук рано или поздно будет способствовать повышению уровня механизации и производительности труда в целом, а также оптимизации трудовых процессов. Конечно, легко и выгодно иметь гастарбайтера, который работает без выходных по 10-12 часов в сутки и без соблюдения каких-либо норм охраны труда. Но люди в ХХI веке не должны так работать. Не все что удобно временно, хорошо в стратегическом плане. Чаще всего работодатели говорят: россияне не пойдут работать на непрестижные работы. А вы платить больше не пробовали? А придется.