Что промышленный дизайн может дать бизнесу и государству?

Промышленный дизайн - это важный инструмент для современного рынка. С одной стороны, это неотъемлемая и существенная часть стоимости брендов, с другой - залог конкурентоспособности бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
iStock

В прошлом году в рамках Недель российского бизнеса Комитет РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке провел опрос среди предпринимателей о роли промышленного дизайна.

Тогда 65% представителей бизнес-сообщества отметили, что промышленный дизайн является неоспоримым конкурентным преимуществом и позволяет достигать больших целей для бизнеса, но только чуть более 20% опрошенных инвестируют средства в промышленный дизайн.

Бизнес все так же не до конца понимает, как грамотный подход к проектированию продукта может сократить издержки и увеличить маржинальность бизнеса.

Далеко и не все руководители регионов осознают роль промышленного дизайна в повышении валового регионального продукта.

Сегодня промышленный дизайн востребован в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге. Но в интересах национальной экономики тиражировать опыт и лучшие практики применения решений промышленного дизайна и на регионы.

Первопроходцем, кто обратил внимание на потенциал промышленного дизайна, стал Красноярский край - один из главных промышленных центров страны.

Как сказала в начале июля на креативном форуме в Москве заместитель руководителя администрации губернатора Красноярского края Юлия Филатова, "мы поставили перед собой цель развивать промышленный дизайн и уже наметили для этого некоторые шаги". По ее словам, на уровне региона эта задача зафиксирована как одно из направлений, и администрация готова работать "вдолгую", потому что видит в этом перспективу. "Развитие промышленного дизайна позволит нам диверсифицировать экономику", - отметила Филатова.

По мнению Юлии Филатовой, индустриальная направленность региона может стать дополнительным драйвером развития промышленного дизайна и дать бюджету новые источники дохода.

Президент Союза Дизайнеров России и председатель жюри конкурса "Фабрика дизайна" Виталий Ставицкий отмечает, что влияние творческой индустрии на социально-экономическое положение регионов имеет пролонгированный эффект: "Развитие промышленного дизайна как минимум ведет к росту компаний, которые выпускают и создают товары и продукты. Это новые промышленные мощности".

Он добавил, что, хотя сегодня Китай и другие страны пока находятся вне конкуренции по соотношению цена - качество, все равно наступит тот критический момент, когда выгоднее будет развивать производство на территории России. "Это повлечет за собой появление огромного количества новых рабочих мест", - заключил он.

Для того, чтобы компании переместили фокус внимания и были готовы инвестировать в промышленный дизайн деньги и время, им предстоит пройти определенный путь. И очень важно, чтобы сами руководители компаний понимали ценность промышленного дизайна и его возможности для развития бизнеса.

Как считает генеральный директор компании Ledvizor (промышленное, уличное и архитектурное освещение) Георгий Ворожейкин, предприниматели уверены, что для повышения продаж нужно вкладываться в маркетинг и рекламу, но забывают о том, что главное - это продукт и его визуальное решение. "Дизайн - один из ведущих факторов востребованности. Промышленный дизайн превращает обычный товар в благородный продукт", - сказал он на креативном форуме в Москве.

На сегодняшний день продвижение промышленного дизайна - работа отчасти агитационная. По словам директора АНО "Сибирский институт развития креативных индустрий" Александра Черникова, далеко не все предприниматели готовы вкладывать в промышленный дизайн деньги, если их товар уже хорошо продается и если у них нет конкуренции на рынке. Таким руководителям необходимо рассказывать, как промышленный дизайн улучшает финансовые показатели и в долгосрочной перспективе обеспечивает выживаемость производства.

Основатель и руководитель компании SmirnovDesign и член жюри конкурса "Фабрика дизайна" Сергей Смирнов выразил убежденность, что промышленный дизайн в регионах повышает общую бизнес-культуру и экономический метаболизм. Однако он отметил, что сейчас есть большая проблема - предприниматели не оценивают и не понимают промышленный дизайн. "Эта единица часто просто отсутствует в бизнес-процессах производства, так как на предприятиях нет культуры создания новых продуктов. Нужно популяризировать промышленный дизайн и объяснять, что это жизненно необходимая стадия производства, которая должна стоять на первом, а не на последнем месте", - пояснил Смирнов.

В свою очередь, Виталий Ставицкий отметил, что на протяжении нескольких лет выстраивать взаимодействие между дизайнерами и компаниями реального сектора экономики помогает конкурс решений в сфере промышленного дизайна "Фабрика дизайна", который проводится Агентством креативных индустрий совместно с Союзом Дизайнеров России. Для начинающих специалистов конкурс является карьерным лифтом и местом знакомства с будущими работодателями. За два года в нем приняло участие более 960 дизайнеров и 260 компаний из 70 регионов России, компаниями было предложено 484 задачи для разработки дизайн-решений, по итогам подписано более 90 соглашений о сотрудничестве между участником конкурса и компанией-заказчиком.

Глава Союза Дизайнеров России особо подчеркнул, что нельзя забывать и о кадровом резерве. По его словам, сегодня для поддержки как креативных индустрий в целом, так и промышленного дизайна, в частности, необходимы оперативные центры "сборки" кадрового резерва и "прокачки" специалистов, которые уже имеются в регионах, а также необходимо создавать условия, чтобы ведущие креативные компании открывали филиалы в регионах.

"Тем самым формируя тренд на развитие, расширение, понимание того, что есть более широкий запрос, чем в основных центрах нашей страны - Москве и Санкт-Петербурге, городах-миллионниках, - отметил Ставицкий. - Таким образом, нужно популяризировать не только дизайн-решения, но и тех, кто их создает, потому что именно люди являются двигателем развития".