"Дом с сердечками", доходный дом Шагурина в Лялином переулке с женской маской и лепниной розеток и сердец на фасаде. Сразу за дверью - живописное панно на потолке, фотограф ступает по метлахской напольной плитке, держась за перила на узорчатой кованой решетке, фиксирует дореволюционный вертикальный радиатор.
Парадное дома купчихи Быковой на Жуковского напоминает дворец дожей в Венеции: доломитовая лестница, стены облицованы майоликовой керамической плиткой, выше - разноцветная роспись, имитирующая лепнину. Из современного в кадре - только прислоненный к стене велосипед.
В подъезде дома Ечкина на Арбате, образце модерна начала XX века, стояли электрический лифт, внутридомовой телефон, на каждом этаже - диваны для отдыха. Лифтом и телефоном сейчас не удивишь - зато здесь сохранились и реставрируются двери из дорогого дерева, на стенах орнамент в духе модерна. В Сети нет внутренних видов дома - но Крижевская проникла и сюда. Полный эксклюзив и съемка в резиденции посла Турции на Большой Никитской, в бывшем особняке Балиных, выкупленном в 20-х турецкой стороной и потому сохранившем уникальные интерьеры. На снимках - резной камин во всю стену, готический диван с фигурами львов, фрески на потолке. А вот и подъезд: колонны, двери с витражами...
Впрочем, цель фотографа явно не художественное отражение дорогих эксклюзивных красот - а фиксация того, что осталось и что надо сохранить. И приглашение посмотреть воочию, чем богата Москва в своих парадных. В доме-замке чаеторговцев Высоцких, больше известном сегодня как Дворец творчества детей и молодежи "На Стопани", камера схватывает изящно изгибающуюся лестницу на входе и расписной фриз в восточном стиле. На снимках из вестибюля дома купцов Тарасовых на Спиридоновке (там ныне Институт Африки РАН) - вольные интерпретации фресок из палаццо в Мантуе. В особняк можно попасть только с экскурсией...
Выставки по истории Москвы фонда "Московское время" - это всегда сопровождение уникального изобразительного ряда реальными артефактами. Тема парадных подъездов подается в контексте обустройства квартир начала XX века. Наглядевшись на жуков-скарабеев на лестничных ограждениях доходного дома Строгановского училища, можно подвигать туда-сюда защелку кремона - шпингалета для высоких окон, который вполне мог запирать створки оконного проема в этом доме, увидеть свое отражение в глазурованной плитке, указанной в каталоге завода "Товарищества Гернандта". А еще - представить себя надевающей на шею обруч душа-колье, позволявшего мыться, не нарушая прическу.
... Эстетическое чувство архитектора Валерия Мурадова, вселившегося в дом 1903 года по Пятницкой, 17, не позволило ему смириться с тем, что вход в подъезд закрывает унылая "железяка" с кодовым замком. И он спроектировал новую дверь в васнецовском стиле. Жильцы собрали деньги, мастера сделали по эскизу Мурадова дубовую дверь, на антикварной барахолке нашлись аутентичные петли и ручка - и фасад дома обрел былую законченность. Запечатленную камерой Елены Крижевской.