Каждый четвертый российский ВУЗ не видит возможности перейти на отечественное ПО

В 2022 году более 400 подведомственных образовательных учреждений лишились более 80% лицензий на программное обеспечение, основными провайдерами которого были западные корпорации, таковы данные Минобрнауки. АНО "Цифровая экономика" провело исследование того, как российские учебные заведения переходят на отечественный софт. "РГ" ознакомилась с материалами.

Для изменения ситуации, сложившейся в учебных заведениях к середине 2022 года, была запущена работа по импортозамещению ПО в высшем образовании. В мае 2023 году был создан Единый реестр отечественного ПО для использования в образовании. Он насчитывал свыше 400 решений.

Для того, чтобы оценить текущий уровень использования такого ПО на базе российских вузов, АНО "Цифровая экономика" провела опрос среди руководителей образовательных программ по техническим направлениям в вузах на уровне бакалавриата и специалитета.

"В целом вузы (66% респондентов) оценивают свою текущую зависимость от импортного ПО как среднюю, говоря о том, что обучают студентов работать как с иностранными продуктами, так и с отечественными аналогами. Только в 13% случаях ведется обучение преимущественно работе с отечественным ПО", - отмечается в материалах. Исследователей смутило то обстоятельство, что 24% опрошенных заявили, что не видят возможности в среднесрочной перспективе перейти с импортного на отечественное ПО.

"На наш взгляд, острота проблемы импортозамещения ПО в вузах для собственных нужд на сегодня несколько преувеличена. Возможно, это следствие опасений, возникших сразу после резкого введения санкций. Ситуация здесь не острее, чем, например, в сфере замещения ПО для автоматизации внутрихозяйственной деятельности в отраслях промышленности. Вузам ничто не мешало и не мешает внедрить российские разработки и в этой сфере. К тому же, российские программы, как правило, дешевле. Более того, их сразу делают приспособленными именно к нашей системе образования. Даже в сфере электронного обучения, где многие вузы ранее шли по пути наименьшего сопротивления и внедряли распространенный зарубежный условно бесплатный софт, когда понадобилось перейти на российское, в этой части никаких особых сложностей не возникло", - комментирует Николай Комлев Исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), председатель Совета ТПП РФ по развитию ИТ и цифровой экономики.

Респонденты уверены, что как только в отраслях получат распространение российские аналоги, образовательный процесс быстро перестроится на обучение студентов работе с ними. При этом уже сейчас вузы стараются совмещать изучение российских продуктов наряду с зарубежными, чтобы менять ситуацию в отраслях "извне". Как отметил один из респондентов, "знакомство с имеющимися российскими аналогами (которые часто даже превосходят по удобству и функционалу зарубежные ПО) изменит ситуацию, когда изучившие их выпускники придут работать в отраслевые компании". Кроме того, во многих случаях в обучении используется программное обеспечение с открытым исходным кодом, которое сложно поделить на "отечественное" и "импортное".

"Общие проблемы, на наш взгляд, связаны с необходимостью четкого понимания руководством вузов, что используемое ПО должно обеспечивать стабильность, безопасность и контролируемость IT-решений. Репозитории, по нашему мнению, должны находится на территории страны и быть под юрисдикцией Российской Федерации. Требование о наличии российской инфраструктуры разработки включено в требования Единого реестра отечественного ПО. Мы уверены в том, что именно ПО с открытым кодом определит в будущем возможность эффективного перехода к российским аналогам многих решений для ключевых отраслей, для которых, собственно, и готовят будущих специалистов вузы по программам технологического образования", - уверен Валентин Макаров Президент Некоммерческого партнерства разработчиков программного обеспечения "РУССОФТ".

Проблемой становится и разрозненность различных сервисов в российских решениях, которые в иностранном решении интегрируются между собой или устроены по принципу "одного окна".

Так, один из респондентов указал, что "качественные отечественные решения по CAM на рынке есть, но отличаются высокой стоимостью и отсутствием интеграции с ведущими отечественными CAD решениями". Сложностью для вузов в импортозамещении ПО является и необходимость замены лабораторной базы. В качестве примера один из респондентов назвал сложность замены таких решений, как Keil uvision для STM32, Vivado Xilinx. В частности, при стоимости отечественного контроллера от 10 000 до 60 000 рублей, стоимость микроконтроллера STM32 - около 300 рублей.

Среди ПО, которое сложнее всего заменить, эксперты называют специализированные решения для математического моделирования, интегрированные среды разработки (IDE); среды для программирования микроконтроллеров; среды моделирования электронных компонентов и устройств; компиляторы; софт для обработки множественных данных с применением ИИ, софт для разработки игр, САПР тяжелого класса и т.д.

Ранее на трудности с использованием иностранного ПО в сфере обучения разработчиков игр обращал внимание геймдев-эксперт Олег Доброштан. По его словам, "практически все молодые разработчики учатся создавать игровые продукты при помощи иностранных инструментов. И замена их на альтернативы - это отдельная большая задача. Так, по данным VK и ИТМО, за 2022 год в ВУЗах появилось 97 новых программ по обучению разработчиков игр", - сообщил эксперт.

По оценкам Олега Доброштана, для обучения студентам необходимы лицензии на Unreal, Unity, Construct , Photoshop, Zbrush, Blender, Slack, Google Workspace, Asana или Jira, Всего 9-10 лицензий на одного студента. Совокупно же речь примерно о 18 тысячах лицензий каждый год, которые необходимо импортозаместить.

Эксперты отмечают трудоемкость самого процесса перехода на новый продукт в образовательной среде. В первую очередь это связано с целым рядом формальных процедур, поясняет Комлев.

"Переход на изучение предмета с использованием другого продукта занимает время, и оно может быть больше, чем время перехода на использование продукта в работе. Это связано с некоторыми формальными процедурами - изменения образовательных программ, получения специальных лицензий для учебного процесса, согласованием между собой нескольких предметов и т.п. Для изменения ПО в обучении требуется переподготовка преподавателей. Во-первых, это тоже занимает время, причем переподготовка не всегда хорошо совместима с учебным процессом, то есть надо ждать возможности, когда у преподавателя будет время освоить другой софт самому. Во-вторых, требуются организационно управленческие ресурсы для того, чтобы преподаватели захотели / согласились обучать не так, как раньше", - сообщил Комлев.

Очень большое значение придается участию IT-компаний в подготовке студентов. О том, что такое участие есть сообщили 35% опрошенных. Минцифры ранее сообщало, что планирует вводить требования по участию IT-компаний в обучении студентов профильных специальностей в вузах. Об этом в частности в своем выступлении на IT-завтраке в рамках ПМЭФ-2024 заявил глава ведомства Максут Шадаев.

"Нам нужно кардинально увеличивать объем вовлечения IT-компаний в процесс обучения. Качество обучения - это критичная проблема, поэтому нам придется делать так, что участие IT-компаний будет условием сохранения льгот", - заявил министр.

Доля программ, где IT-бизнес в обучении студентов не участвует, велика. 43% респондентов отметили этот вариант. В результате большинство программ по импортозамещению ПО осуществляются либо за счет собственных средств вуза, либо при условии бесплатного/льготного предоставления ПО компаниями-разработчиками. Частично поддержка импортозамещения ПО в вузах проводится в рамках государственной программы поддержки университетов "Приоритет-2030". У вузов имеется возможность покупать отечественного ПО в рамках реализации проекта "Цифровые кафедры", финансируемой по линии программы "Приоритет-2030". При этом отмечается повышение стоимости на ПО, что затрудняет вузам закупку необходимого количества лицензий. Некоторые вузы указали, что осуществляют переход к отечественному ПО в рамках грантовой поддержки, получаемой по федеральному проекту "Передовая инженерная школа"

Приоритетным направлением развития должны стать определение и реализация новых механизмов сотрудничества вузов и российских IT-компаний в части использования российского ПО для образовательных целей и обучения студентов работе с таким ПО.

Среди возможных вариантов таких механизмов выделяют подготовку целевых грантов на разработку и внедрение отечественных аналогов импортного ПО, работе с которым обучают студентов технических специальностей; создание программ софинансирования закупки лицензий на отечественное ПО вузами; создание грантовой поддержки / предоставление преференция IT-компаниям, сотрудничающим с вузами в части разработки специализированного ПО. Для стимулирования импортозамещения специализированного ПО, работе с которым обучают студентов технических специальностей, рекомендуется также реализация для вузов системных мероприятий по организационной и методической поддержке педагогов. Один из барьеров в распространении отечественных аналогов ПО, работе с которыми можно обучать студентов технических специальностей взамен иностранных решений, - низкая осведомленность или готовность педагогов к интеграции новых решений в образовательный процесс

"Представленное исследование во многих аспектах подтвердило известные сложности при переходе на российские решения. Радует, что часть респондентов уверенно оперирует российскими продуктами и знакома с ними, однако глубина погружения недостаточная. Сейчас время изменилось, и, конечно же, требуется перестройка. У большинства российских производителей ПО есть программы работы с вузами, которые нацелены как раз на обучение и поддержку при переходе на новое ПО", - отметила Анастасия Горелова, глава комитета по информатизации образования АРПП "Отечественный софт".