В письме РТС сказано, что несмотря на рост выпуска бензинов АИ-95 (и выше), которые в общей корзине производства бензинов 5 класса формируют уже 45%, потребление этих марок также растет и составляет в среднем по стране 57%. Соотношение биржевых продаж АИ-92 и АИ-95 также не в пользу последней марки, в мае - 58,8% и 41,2%, в июне - 59,2% и 40,8%, в июле - 57,6% и 42,4%.
Сейчас разница котировок АИ-95 с АИ-92 составляет 18 тыс. рублей. В начале года спред между марками составлял чуть менее 3 тыс. рублей за тонну. Основные надежды сбить темпы роста биржевых цен АИ-95 возлагаются на возобновление действия запрета на экспорт бензина с августа. Но запреты на экспорт - всегда крайняя мера. Причем кратковременная и не решающая проблем отрасли.
Проблема здесь вырисовывается только одна - недостаток производства АИ-95. А вот причин, почему производство растет не так быстро, как нужно, может быть несколько, и все они оказывают влияние на рынок.
Во-первых, производство высокооктановых бензинов происходит с применением присадок. Чаще всего используется метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), как добавка к бензину для увеличения его октанового числа и улучшения качества сгорания.
Как отмечает заместитель председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев, ключ проблемы во вторичных процессах переработки и в стоимости повышающих присадок, особенно МТБЭ. Скорее всего, этой присадки не хватает для увеличения производства высокооктановых бензинов. Наверное, стоит пересмотреть какие-то там требования, разрешить или вести новые присадки, а продажи МТБЭ вывести на биржу, сделав их полностью прозрачными.
Основной производитель МТБЭ в России - "СИБУР". В компании, комментируя "РГ" ситуацию, опровергли дефицит МТБЭ на рынке. "Дефицита октаноповышающих компонентов нет. Существующих мощностей компании хватает для обеспечения рынка достаточным количеством МТБЭ. В периоды низкого спроса на автомобильные бензин может возникать устойчивый профицит МТБЭ в РФ", - сообщили в "СИБУРе".
Там также подчеркнули, что объемы производства МТБЭ ежегодно увеличиваются. В этом году компания нарастила производство по сравнению с прошлым на 30 тыс. тонн, до 400 тыс. тонн в год. Другие производители также активно наращивают объемы выпуска. Что касается стоимости МТБЭ, то она определяется макроэкономическими показателями рынка топлива в России. Спотовая цена МТБЭ в 2023 году снижалась по сравнению с 2022 годом почти на 10%, в 2024 году наблюдается небольшой рост цены по сравнению с прошлым годом, пояснили в компании.
Неоднократно поднимался вопрос о расширении списка разрешенных присадок. К примеру, было обсуждение о разрешении использовать монометиланилин (ММА). Он применялся в российской нефтепереработке до 2016 года, но был запрещен Минэнерго из-за негативного влияния на качество бензина, состояние агрегатов автомобиля и экологию, поясняет руководитель Информационно-аналитического центра RUPEC Дмитрий Семягин.
По его мнению, разрешение использовать ММА проблему с АИ-95 не решит. В случае с присадками, повышающими октановое число бензинов, проблемы дефицита в России фактически нет. Речь идет о частичной замене одного имеющегося продукта другим. При этом возврат ММА повысит вероятность появления контрафактного бензина, который снова смогут производить мини-НПЗ с сомнительным уровнем применяемых технологий.
Вторая причина сильного роста биржевых котировок АИ-95, может быть связана с правилами выплат по топливному демпферу. Демпфер компенсирует часть разницы между индикативной ценой топлива, установленной государством, и его экспортной ценой. Выплачивается он из бюджета нефтяникам за оптовые поставки топлива на внутренний рынок с отклонением от индикативной цены (в среднем за месяц) не более 10% для бензина и не более 20% - по ДТ. И для бензина в расчет берется только цена АИ-92.
Как отмечает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин, то, что биржевая цена АИ-95 не учитывается в расчетах по демпферу, дает нефтяникам возможность увеличения маржи переработки без угрозы потери субсидий. Это объясняет более чем двадцатипроцентную разницу в биржевой стоимости АИ-92 и АИ-95, возникшую сейчас.
По мнению Гусева, стоило бы разделить демпферные выплаты и по маркам бензина - АИ-92 и АИ-95. Основные проблемы у нас с АИ-95 - их больше, чем вообще со всеми моторными топливами.
С этим согласен Терешкин. С формальной точки зрения, для приостановки роста цен можно включить АИ-95 в расчет выплат по демпферу, считает он. Но проблема в том, что нефтяникам нужно как-то компенсировать рост издержек, с которыми отрасль столкнулась в нынешнем году. По данным Росстата, сальдо прибылей и убытков российских производителей нефтепродуктов по итогам первых четырех месяцев 2024 года сократилась на 14,7% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года (до 1 217 млрд руб.), отмечает эксперт.
В письме РТС также предлагается разделить требования к объемам обязательных продаж на бирже по маркам бензинов (сейчас есть требования в целом по бензину). Но по словам Гусева, тогда может возникнуть ситуация, когда АИ-95 будет торговаться на бирже в объемах строго по нормативу, а АИ-92 - значительно в больших объемах. Перекос сохранится.
Кроме этого, одной из причин, что производство АИ-95 не успевает за растущим спросом, а биржевые цены на него рекордно растут, называется также последствия незапланированных ремонтов на наших нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) из-за проблем с заменой иностранного оборудования и прилетов БПЛА. К примеру, Нижегородский НПЗ специализировался на производстве именно высокооктановых бензинов.