Тренд начался еще в 2023-м, который, по данным аналитического агентства "Эксперт-РА", принес хорошую динамику многим лизинговым компаниям (только за первые девять месяцев рынок увеличился почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). Особенно заметной прибавка была в категориях строительной техники, грузового транспорта и производственного оборудования.
Сегодня рост заметен и в лизинге легкового транспорта, поскольку развивается система каршеринга и увеличивается количество таксопарков. Кроме того, востребована покупка спецтехники и промышленного оборудования, так как предприятиям необходимо заменять старую технику ушедших из России брендов.
Брать оборудование и транспорт в лизинг выгодно: обычно вы платите 30 процентов от стоимости техники (иногда авансовый платеж может быть даже нулевым), а остаток суммы вносите по частям ежемесячно. При этом лизинг можно оформить по ставке шесть процентов для отечественной техники и восемь - для зарубежной.
На доступность лизинга спецтехники и оборудования сильно влияют меры господдержки, поскольку даже с льготной ставкой первый взнос и ежемесячные платежи могут быть весьма существенными. Поэтому основным драйвером рынка являются различные льготы.
В 2024 году из бюджета РФ было выделено 1,3 миллиарда рублей на льготные лизинговые программы для малого и среднего бизнеса. Можно отметить субсидии на технику отечественного производства и на продукцию китайского автопрома, выпущенную на территории России; субсидии Фонда поддержки предпринимательства (можно возместить до 50 процентов от стоимости техники/оборудования, в том числе приобретаемой в лизинг). Кроме того, существует белорусская госсубсидия на технику производства РБ. Дополнительные скидки при лизинге можно получить на растущие категории, например электрокары.
Большое значение имеет то, как развивается конкретная категория на рынке оборудования или транспорта. Так, выпуск отечественной сельхозтехники не показывает бурный рост, вариантов для покупки не много, и лизинг здесь растет довольно умеренными темпами. По итогам 2023 года объем нового бизнеса в данном сегменте вырос всего на 12 процентов.
Зато активно развивается лизинг в строительной отрасли. В последние годы сдавалось большое количество новостроек, и в лизинг по госпрограммам охотно брали бетономешалки, краны и прочую спецтехнику. В 2024 году спрос в данной категории должен показать частичное падение из-за сворачивания программы льготной ипотеки.
Несмотря на значительное давление со стороны глобальной экономики, рынок лизинга пока преодолевает все возникающие трудности. Правда, есть и ряд негативных факторов, замедляющих рост. Это и удорожание техники - как отечественной, так и зарубежной, и ужесточение кредитной политики и сосредоточение бизнеса в руках топовых игроков рынка. Это примерно десяток компаний, которые генерируют основной объем лизинговых договоров и их обслуживание. Отрицательно влияет на развитие отрасли и повышение ключевой ставки. Оно затрагивает как платежеспособность клиентов, так и материальные возможности лизинговых компаний.