Ровно 100 лет назад, в июле 1923 г., в России/CCCР появились "эльвисты", или члены "Лиги Времени", создавшие ее по призыву газеты "Правда". На груди они хотели носить значок "Время", и еще - создавать ячейки "эльвистов", везде. Подозрительное было образование, и потому оно было распущено ровно через два года - а вдруг его пути-дороги пойдут не туда, в подозрительную сторону. Но она, "Лига Времени", была.
"Всякое явление, всякое действие, паразитически убивающее время, должно быть в корне уничтожено" ("Правда", 29 июля 1923 г.). Ого! И еще, там же: "Победить время - значит победить пространство, победить хозяйственную разруху, победить нашу расхлябанность в самих себе, нашу обломовщину, наше "авось да небось", это значит победить в нас самих нашу психологическую разруху, наше инертное отношение ко многим отрицательным явлениям нашего "сегодня", это, наконец, значит победить в нас те корни, которые до сих пор продолжают давать столь скверные плоды".
100 лет назад! Как многообещающе! "Расхищение времени", "расхитители времени" - новые понятия, вводимые в оборот. Это уже почти что преступление. Нет - лишним разговорам! "Все несчастье в том, что мы любим "поговорить", в гости ходить, гостей пригласить, нужно, не нужно - их угостить, с ними бесконечные "беседы" вести. Большинство из нас живет по образцам довоенного мещанского семейного быта. Борьба только начата. Историческим будет день, когда мы сможем констатировать победу над "нескончаемыми всероссийскими разговорами" ("Правда", 31 июля 1923 г.).
Но как их уничтожить, эти разговоры? Как победить - окончательно и бесповоротно - "время и пространство"? На это есть жестокие пролетарские рецепты: ячейки, слежка за временем, если его крадете у других - штрафы, черная и красная доски, собрания, порицания, "не давать никому пощады и поблажек" ("Правда", 29 июля 1923 г.).
Кажется, что перебор. Дайте все-таки человеку поговорить! И оставьте ему свободу воли, свободу мнений, как без нее! Ведь даже сам Дзержинский заметил в "Правде", 100 лет назад: "Кому неизвестно, что все наши бесчисленные заседания и комиссии - это абсурд, дезорганизация нашего аппарата. И, однако же, при всем желании мы не можем обойтись без них, так как наша работа должна идти по линии максимального согласования" ("Правда", 31 июля 1923 г.).
Но все-таки вопрос остался. Наше время, удивительное, неповторимое время - где его найти? Как его высвободить, как дать нам легко вздохнуть, не чувствуя себя в железной оболочке? Как раздвинуть временные горизонты?
Платон Керженцев, автор "Лиги Времени", был осторожнее и практичнее своих сподвижников. Никаких ячеек, слежки и штрафов. Сто лет назад "отец российского тайм-менеджмента" писал так: "Заседание, назначенное на 11 часов, до часу не начиналось (как это у нас часто бывает). Сколько людей в зале? Тысячи три с половиной. Мы сегодня потеряли 7 тысяч рабочих часов в ожидании начала заседания. При такой затрате рабочей силы можно было бы построить один, а то и два аэроплана. Мы прождали еще с "пол-аэроплана", и только тогда заседание началось". И предложил все отъемы времени выражать в реальных единицах - в "аэропланах" ("Правда", 18 июля 1923 г.).
А если выражать в "жизнях"? 10,5 тысячи часов, 2,5 "аэроплана" - это больше года человеческой жизни. Год жизни, быстрой, сильной жизни, когда человек действует, смотрит на мир ясными глазами и еще - просто наслаждается бытием, единственным и, может быть, неповторимым.
Никто не может - и не должен - отнимать у нас наше время. Отнимать зря, без дрожи и осторожности, как у пыли - на ветру. Не должен! И великая деятельность "Лиги Времени" началась. В короткое время, летом - осенью 1923 года Россия покрылась сотнями ячеек лиги, старательно исполнявших лозунги Платона Керженцева: "Долой пошехонье, обломовщину, разгильдяйство, расхлябанность! Вместо "авось" - точный расчет. Вместо "кое-как" - обдуманный план. Вместо "как-нибудь" - научный метод. Вместо "когда-нибудь" - 15 октября в 20 час. 35 мин." (П. Керженцев. "Принципы организации").
В "Лиге Времени" - уже тысячи! "Растратчики времени начали встречать на собраниях небывалую до того времени критику. В Москве и в других городах даже весьма уважаемые и влиятельные в рабочей среде докладчики безжалостно штрафовались за опоздания к заседанию к своему докладу". Хронометраж! Хронокарты! Хронопланы! Долой очереди по всей стране! Возглас: "Лига "Время"! - и расхитители времени будут вздрагивать и с позором приходить к порядку! Штрафы и взыскания! Ячейки множатся в рядах Красной Армии! Эльвисты - переходите к пропаганде! (П. Керженцев, "Принципы организации".) А вот и статья в "Правде" - "Нужно начать с верхушек", с центрального аппарата ("Правда", 29 июля 1923 г.).
"Лига Времени" не могла долго просуществовать в монолитном государстве. "Не задавайтесь заманчивыми мечтами. Самое губительное дело - мечтательность и фантастика, которые строят весьма широкие планы и рисуют смелые перспективы и банкротятся через неделю, потому что не опираются на реальные данные. Нельзя базироваться на фантастических проектах и мечтах, ничего общего с действительностью не имеющих". Больше материализма! Так писал основатель "Лиги Времени" Платон Керженцев ("Принципы организации").
Но так хочется помечтать. О людях и их институтах, главной идеей которых будет сберечь время. Чьи решения будут измеряться только одним - больше времени жизни. О том, чтобы быстрее достичь в России ожидаемой продолжительности жизни 77+, потом 80+. О том, чтобы разрыв между продолжительностью жизни женщин и мужчин не достигал, как сейчас, 10 лет. Сократить хотя бы до четырех-пяти, чтобы быть вместе, вдвоем!
Ровно 100 лет назад, в 1923 г., ожидаемая продолжительность жизни в СССР составляла 34 года. Сегодня в России - 73+, в два с лишним раза выше. Хотя есть "но". Впереди нас более, чем 90 стран, где люди живут дольше. Бог с ней, с "Лигой Времени"! С ячейками, штрафами, "расхитителями времени"! Со значками! Но как важно общественное сознание, состоящее в самом простом: нет ничего важнее времени своей и чужой жизни. Времени прибавленного, сэкономленного, найденного в каждом нашем решении, в каждом шаге, который мы делаем от мала до велика.