Эффективно заработала связка: беспилотник - "Искандер" или беспилотник - артиллерия
Алексей Леонков: Мы уже способны заглянуть за горизонт, а затем и ударить
Сергей Мамонтов/РИА Новости
В последнее время западные эксперты все чаще стали признавать высокую эффективность работы наших дронов в связке с артиллерией и высокоточными ударными комплексами.

На Западе с грустью признают, что такие связки стали убийственными для ВСУ. Они отмечают, что наши беспилотники постоянно совершенствуются, передача данных идет по хорошо защищенным каналам, которые сложно заглушить. Под огнем оказываются украинские подразделения, которые находятся на расстоянии почти 100 километров от линии боевого соприкосновения. Нанесение ударов по аэродромам, железнодорожным станциям, складам, пунктам принятия решений, где собираются высокопоставленные офицеры ВСУ и западные специалисты, тому подтверждение.

Можно только согласиться с наблюдениями западных экспертов. Действительно, сейчас российская армия добилась улучшения характеристик своих беспилотников, которые стали способны получать информацию и передавать ее в хорошем качестве. Но самое важное - мы добились появления устойчивого разведывательно-ударного контура, сформировав качественное целеуказание для наших огневых средств. То есть теперь наши "птички" способны с больших высот высматривать и обнаруживать особо важные цели ВСУ, а огневые средства в течение короткого времени научились бить по разведанным координатам. Эффективно заработала связка: беспилотник - "Искандер" или беспилотник - артиллерия. Мы стали способны заглянуть за горизонт и ударить.

Российские дроны стали летать дальше и с помощью искусственного интеллекта научились определять объекты. Фото: Министерство обороны РФ

Предпосылками к этому стало вскрытие и уничтожение интегрированной и распределенной системы противовоздушной обороны, которую Запад выстроил на Украине. Это та самая система ПВО, которая первоначально была для нас крепким орешком. Раньше мы посылали беспилотник в тактическую зону. Он удалялся от линии боевого соприкосновения километров на десять, после чего его, как правило, сбивали. Вскрыть позиции противника обычный беспилотник-разведчик был не в состоянии. Как только мы эту систему научились нейтрализовывать, применяя в том числе тактику запуска ложных целей, мы начали рушить их противовоздушную инфраструктуру. Противник вынужден был задействовать для отражения наших массированных атак с использованием ложных целей всю систему ПВО. Мы стали вычислять позиции РЛС, позиции пусковых установок и начали их методично уничтожать. После того как мы очень хорошо над этим поработали, потери российских беспилотников в тактической и оперативно-тактической зоне сократились в несколько раз. Сейчас наши дроны стали залетать на 30 и более километров в тыл противника. Удары по аэродрому в Миргороде показывают, что и 100 километров для наших беспилотников не предел.

Сейчас, как только беспилотник находит в тылу значимую цель, он в режиме онлайн передает координаты высокоточным комплексам. По этим координатам они практически сразу наносят удар. Это позволяет уничтожать технику, которая пытается маскироваться в ангарах, наносить удары по подразделениям ВСУ, которые проводят погрузку-выгрузку из железнодорожных составов, бить по авиации. Причем удары наносятся и днем, и ночью. Помимо этого на беспилотники стали устанавливать станции радиотехнической разведки. Это позволяет определять технические источники, по которым точно вычисляется, где находятся иностранные наемники. Пеленговать их.

В целом возможности нашей радиотехнической разведки также сильно выросли.

Минобороны России в последнее время запустило несколько военных спутников, среди которых, как я предполагаю, есть уже современные спутники радиотехнической разведки. Они стали отслеживать радиотехнические средства противника, в том числе иностранного производства. И как раз по работе этих радиотехнических устройств мы стали определять места расположения иностранных специалистов, вести за ними круглосуточный мониторинг, для того чтобы в тот момент, когда они собираются в каком-то месте, будь то даже бункер, наносить по ним высокоточные удары "Искандерами" или "Кинжалами".

Можно утверждать, что в российской армии сформировалась и уже прошла обкатку боем автоматизированная система управления войсками, о которой так много говорилось.

Сейчас все завязывается в единый контур, куда подключены различные средства получения информации, в том числе космической.

Если вспомнить, то раньше кадры объективного контроля, которые передавал беспилотник, оставляли желать лучшего. Картинка была очень нечеткая, иногда вообще в черно-белом формате. Теперь мы исправили эти детские болячки. Сейчас мы видим, что картинка идет в хорошем разрешении, на ней видны мельчайшие детали. Кроме того, благодаря искусственному интеллекту формируется так называемая библиотека образов. То есть если объект противника, к примеру танк, попал в кадр и был распознан, то он заносится в базу данных. После этого наш дрон может обнаружить и распознать любой объект такого типа, даже если он находится не на открытой местности. Даже попытки его маскировки не дают необходимого результата. Искусственный интеллект уверенно его обнаруживает и после подтверждения оператора по объекту наносится удар.

Подготовил Александр Степанов

Алексей Леонков
военный эксперт, редактор журнала "Арсенал Отечества"
Поделиться