Чаще всего сложности возникают у сотрудников, работающих в ночные смены или поздно заканчивающих работу, а также, трудящихся в местах с плохо развитой инфраструктурой общественного транспорта.
"Ответственные работодатели и сейчас предусматривают такие траты в трудовом договоре и оплачивают услуги такси для сотрудников, обеспечивают проезд. Однако законодательно данная обязанность работодателя не закреплена, что влечет уменьшение дохода тех работников, чьи руководители не заботятся об этих расходах", - рассказал Марков.
Оплата проезда сотрудников работодателем в позднее время суток позволит сделать работу, которая предусматривает такой график, более привлекательной для сотрудников и обеспечит им безопасность при возвращении домой, считает доцент кафедры управления персоналом ГУУ Екатерина Каштанова. Случаи, когда поздно возвращающиеся работники оказывались в опасности, не редкость. Буквально в июле этого года в Москве у Останкинского пруда трое мужчин напали на сотрудницу телеканала "Матч ТВ", которая возвращалась с рабочей смены, и изнасиловали ее.
По ночам приходится работать огромному количеству сотрудников. В первую очередь это работники МЧС и скорой помощи, говорит Фарида Мирзабалаева, доцент Базовой кафедры ТПП РФ "Управление человеческими ресурсами" РЭУ им. Г.В. Плеханова. Также работники непрерывных производств. Еще одна группа - сервис и услуги. Среди них официанты, администраторы гостиниц, горничные, повара, охранники. "Большинство перечисленных профессий сложно назвать высокооплачиваемыми", - обращает внимание Екатерина Каштанова. И если вычесть такси из их зарплаты, то возникает существенная разница с доходами сотрудников, которые пользуются общественным транспортом. Однако многие сотрудники предпочли бы прибавку к зарплате оплате проезда, считает Фарида Мирзабалаева. А перед бюджетными работодателями поставлена задача добиться повышения оплаты труда.
Проект закона получил отзывы профильных министерств и профсоюзов. В Минтруде отметили, что вопрос обеспечения проезда работника в ночное время до места работы и обратно кодексом урегулирован и дополнений не требует. И у организаций достаточно возможностей взять на себя транспортные расходы сотрудников. "Время следования к месту начала работы и обратно может быть включено в рабочее время", - говорится в отзыве министерства. На это же ссылается и сторона работодателей Российской трехсторонней комиссии (РТК). А вот профсоюзная сторона РТК предложение поддерживает.