В том, что законодательство необходимо адаптировать к реалиям электронной коммерции на базе цифровых платформ, не сомневается генеральный директор управляющей компании ИНТЦ МГУ "Воробьевы горы" Виктор Вайпан. По его мнению, платформы меняют не только форму правоотношений, но и их суть, а значит, необходимы не только точечные корректировки законодательства, но и особый комплекс отраслевых законов - цифровой кодекс. "Фактически платформа - это закрытый частный регулятор, который волен применять широкий спектр манипуляций - от вынужденных действий, например, раскрытия персональных данных, до навязывания услуг, от так называемого подкрадывания до нагнетания срочности. Доступ к большим данным и возможность их использования в алгоритмах, а также сетевой эффект дают платформам мощное конкурентное преимущество", - отметил он.
Модератор дискуссии, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Аузан напомнил, что проблемы маркетплейсов активно обсуждаются в общественных советах при Министерстве экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службе РФ. Он заметил, что саморегулирование могло бы помочь, если бы у маркетплейсов было желание "наказать" кого-то из игроков. Но поскольку подобного пока не просматривается, остается уповать на государство в роли главного регклятора.
При этом сами маркетплейсы, как правило, упирают на то, что выполняют роль информационных посредников, и нормы, регулирующие торговлю, к ним не применимы.
В защиту позиции маркетплейсов выступила вице-президент Федеральной палаты адвокатов Елена Авакян. Она обратила внимание на то, что сегодня защита слабой стороны сделки зачастую оборачивается "презумпцией невменяемости": "Участник гражданского оборота, который презюмируется невменяемым, начинает использовать свою слабость в качестве силы. Регулирование же должно строиться на принципе баланса интересов. Если мы предоставляем потребителю права, мы должны предусмотреть и негативные последствия за злоупотребление этими правами".
По мнению эксперта, на маркетплейсах все чаще наблюдаются ситуации, выходящие за рамки традиционных кейсов с контрафактом. Например: покупатель получает Adidas, а возвращает "Абибас", и бедный продавец бегает, тщетно пытаясь понять, кто это сделал и какие действия можно предпринять, ведь полностью соблюсти KYC (принцип верифицирования клиента) на платформе нельзя. При этом судиться с клиентом чаще всего нерентабельно, так как дела подсудны только по месту жительства потребителя. Выходом мог бы стать китайский опыт, где миллионы интернет-споров разбираются в интернет-судах. "Творимое в интернете да судимо там будет", - заключила Елена Авакян.
О существующих проектах регулирования маркетплейсов рассказал первый зампред Комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев. По его словам, сегодня в Думе обсуждаются три законопроекта о маркетплейсах. "В прошлом году мы с коллегами из разных фракций внесли законопроект - поправки в закон о защите прав потребителей и закон о торговле, которые защищают покупателей и продавцов как слабую сторону договора. Второй документ - законопроект Гутенева и Кутепова, который приравнивает маркетплейсы к обычной торговле, что, очевидно, не нравится маркетплейсам. На этот законопроект есть разгромный отзыв ГПУ АП РФ и положительная позиция Минпромторга", - рассказал Дмитрий Гусев.
Третий закон, по словам Дмитрия Гусева, готовится депутатом Свинцовым и полностью поддерживается маркетплейсами. Его, в частности, уже публично поддержала гендиректор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Маркетплейсы там определяются как IT-платформы", - пояснил парламентарий.
Дмитрий Гусев добавил, что свое видение регулирования маркетплейсов есть и у ФАС, представившей концепцию отраслевого закона, который будут готовить в Правительстве РФ. В документе предлагается не приравнивать маркетплейсы к торговым сетям, но в то же время четко прописать особенности их взаимодействия с продавцами, покупателями и владельцами ПВЗ.
Регулирование маркетплейсов должно обязательно затронуть вопрос соблюдения интеллектуальных прав на площадках, заметила заместитель председателя Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) Ирина Яковлева. По ее словам, проблема нарушений интеллектуальных прав на маркетплейсах существует не только в России, но и в мире и решается по-разному, например, в США и во Франции в отношении eBay сложилась совершенно разная судебная практика по делам, связанным с продажей контрафакта: в США иск к платформе скорее отклонят, во Франции скорее примут.
Китай, например, в борьбе с нарушениями широко применяет современные технологии - ИИ и блокчейн. ИИ помогает автоматизировать мониторинг (выявление нарушений), сбор статистики, аналитику и удаление контента (тем самым снижая финансовые и организационные издержки на проверку селлеров), а блокчейн отсекает нарушителей уже на стадии регистрации интеллектуальных прав, поскольку позволяет оперативно установить, какие права кому принадлежат.
Есть соответствующий инструмент и в России - это сеть РЦИС.РФ, куда каждый может загрузить сведения об объектах, в том числе о тех, которые собирается выставить на продажу на маркетплейсе. Для того чтобы информация оказалась в сети, можно использовать один из сервисов депонирования на базе РЦИС.РФ.
По словам Ирины Яковлевой, сегодня у правообладателей есть возможность обезопасить себя самостоятельно, однако, для того чтобы существенно снизить число нарушений, маркетплейсы могли бы предусмотреть в своих регламентах, политиках, иных документах обязанность продавца предоставлять правоподтверждающие документы при выходе на платформу. Эту норму целесообразно прописать и на уровне закона. "В проекте федерального закона "О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", внесенный сенатором Российской Федерации А. В. Кутеповым, депутатом Государственной Думы В. В. Гутеневым, есть пункты о том, что правообладатель может обратиться к маркетплейсу с заявлением о нарушении, и продавец по мотивированному запросу маркетплейса должен предоставить документ о правах. Но там ничего не сказано о том, что сама платформа должна обеспечить некие заградительные меры для снижения воровства и нарушения прав авторов. Если же маркетплейсы обратят внимание на эту проблему, количество нарушений будет снижаться каждый год", - заключила она.
По итогам дискуссии планируется создать на площадке МГУ им. М. В. Ломоносова Экспертный совет, который займется разработкой подходов к регулированию деятельности цифровых платформ.
В него войдут авторитетные юристы и экономисты, представители деловых кругов, торговых онлайн-площадок, сетевого ритейла, общественных объединений и органов государственной власти.