Поможет ли России теневой флот газовозов с экспортом СПГ

С середины 2023 года по сегодняшний день более 50 подержанных судов для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) были куплены малоизвестными ближневосточными компаниями, сообщает газета Financial Times. Издание связывает эти сделки с созданием Россией теневого флота газовозов для экспорта СПГ в условиях ужесточающихся санкций со стороны ЕС и США.

К сегодняшнему дню под прямые или косвенные санкции попали все строящиеся и запланированные крупнотоннажные проекты по производству СПГ в России. В санкционном списке (SDN-листе) пока нет только двух уже работающих заводов: "Ямал СПГ" в Арктике и "Сахалин-2" на Дальнем Востоке.

Именно из-за санкций с уже готовой к производству в конце 2023 года первой очереди завода "Арктик СПГ-2" так и не были начаты отгрузки сжиженного газа - не оказалось судов ледового класса для его перевозки. Заказанные в Южной Корее газовозы из-за санкций США так и не были переданы российскому проекту.

Если вторая линия завода будет запущена в срок (до конца 2024 года), то внутри страны окажутся заперты приблизительно 13,2 млн тонн СПГ (по 6,6 млн тонн каждая линия), то есть больше трети от нынешних объемов совокупного производства СПГ в России (около 32 млн тонн).

Аналогии с созданием теневого танкерного флота для российской нефти напрашиваются, но с транспортировкой СПГ все намного сложнее. Во-первых, судов-газовозов в мире значительно меньше, чем нефтяных танкеров. Во-вторых, для отгрузок с арктических проектов нужны суда ледового класса, которых еще меньше. Частично эта проблема решалась раньше за счет перегрузки СПГ в портах Европы с газовозов ледового класса в обыкновенные газовозы, которые уже поставляли товар до покупателя. Но ЕС в последнем пакете санкций такую перегрузку запретил. И вот теперь такую перегрузку можно осуществлять борт-в-борт в портах России и дружественных стран, для чего могут пригодиться обыкновенные газовозы.

Как поясняет доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов, сейчас отгрузки с "Ямал СПГ" осуществляется преимущественно с использованием 15 танкеров арктического ледового класса Arc7 (самый высокий сейчас класс проходимости во льдах). При этом рейсы осуществляются как напрямую до портов Европы и Азии, так и (в западном направлении) с перевалкой на временном рейдовом перевалочном комплексе (ВРПК) "Килидин Восточный". Это позволяет существенно экономить время - если круговой рейс до Европы длится 21 сутки, то до ВРПК в Баренцевом море - 12 суток.

Но вместо "Кильдин Восточный" начиная с нынешнего года планировалось использовать два новых перевалочных пункта: на западном направлении - в Ура-губе, плавучее хранилище газа (ПХГ) "Саам", на восточном - в бухте Бечевинская, ПХГ "Коряк". Это позволило бы на европейском направлении сохранить комбинированную систему транспортировки - и напрямую, и с перевалкой, а на азиатском - полностью перейти на систему перевалки, тем самым очень существенно сократив сроки кругового рейса для газовозов.

Однако оба ПХГ с осени 2023 года, фигурируют в санкционном списке США и недавно включены в новый санкционный пакет ЕС, поэтому зарубежные танкеры к ним подходить не смогут. Наличие же "серого" флота газовозов позволило бы или обойти этот запрет или же осуществлять перевалку "борт-в-борт" без использования ПХГ. Но в любом случае имеющийся флот арктических газовозов не сможет обслуживать сразу два проекта - "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ-2". Потребуются новые суда ледового класса, подчеркивает эксперт.

Впрочем, для формирования теневого СПГ-флота в интересах России относительно беспроблемно можно фрахтовать или закупать на рынке не только конвенциональные (обычные) газовозы, но и газовозы ледового класса Arc4, поясняет ведущий отраслевого телеграмм-канала "Нефтегазовый мир" Сергей Ветчинин.

Относительно гарантировано такие газовозы смогут вывести СПГ до перевалочного терминала лишь в западном направлении, уточняет он. Сделать они это смогут не только с проекта "Ямал-СПГ", но и с "Арктик СПГ-2", так как их разделяет всего около 70 километров через Обскую губу и точно отследить, где загружался газовоз, достаточно проблематично, допускает Ветчинин.

По словам Андрианова, в летне-осеннюю навигацию 2023 года (с июля по октябрь) к вывозу СПГ с Ямала для рейсов в Европу, в Азию и на ВРПК "Кильдин Восточный" уже привлекались суда неледового класса, а также газовозы класса Arc3. На два этих класса судов совокупно пришлось около одной шестой всех перевозок.

В перспективе возможно расширение использования таких газовозов на Северном морском пути (СМП), преимущественно в западном направлении. В восточном направлении вывоз СПГ осуществляется в сезонном режиме. Даже суда усиленного ледового класса Arc7 зимой по этому направлению не ходили.

Ветчинин также уверен, что в восточном направлении по СМП газовозы Arc4 могут быть использованы лишь при очень благоприятном стечении обстоятельств с ледовой обстановкой. Здесь лишь газовозы класса Arc7, и то при условии ледокольной проводки, обеспечат более-менее устойчивую и продолжительную навигацию, отмечает эксперт.

Еще один важный нюанс связан с позицией в отношении российского СПГ со стороны США. Штаты вводили санкции против российской нефти, пытались ограничить ее экспортную стоимость, но никогда не хотели убрать ее с рынка. В Вашингтоне понимали, что результатом этого будет экономическая катастрофа - дефицит нефти и топлива, а также мощнейший рост цен на них по всему миру. Газа США производят с избытком, хватает и себе, и на экспорт. На их экономику никак не повлияет, даже если весь наш газ пропадет с мирового рынка. Поэтому действуют они в отношении нашего газового экспорта намного решительнее и жестче.

По мнению Ветчинина, использование теневого флота газовозов для вывоза СПГ с "Арктик СПГ-2" может спровоцировать американцев ввести санкции и против "Ямал-СПГ". Ведь после 2025 года на рынке ожидается профицит предложения СПГ - из-за запуска новых СПГ-мощностей, поясняет эксперт.

Впрочем, риск введения американских санкций против этого проекта и так велик. Это не означает, что нужно сложить руки и ничего не делать. Как отмечает Андрианов, если в перспективе санкции усилятся (а некоторые западные политики угрожают вообще запретить поставки российского СПГ в Европу), то у России должны быть возможности для отправки своего СПГ на иные рынки с использованием собственного флота.