И с каждым годом этих жителей становится все больше. Чайки - обычное приложение к озерам, а также к помойкам и свалкам, а их в Подмосковье достаточно. Просто раньше озера, помойки и свалки располагались вдали от жилья, а сейчас все застроено так, что вид из окна на полигоны твердых бытовых отходов - дело вполне обычное. К тому же мусорная реформа, за время которой в области появилось полтора десятка новых мусороперерабатывающих комплексов, существенно расширила ареал обитания пернатых. И теперь птицы, чья активная жизнь начинается с первыми проблесками рассвета, не дают спать жителям многих подмосковных городов.
Вот, например, пишут в соцсетях жители Клина: "Живем как будто рядом пирс и море. Чайки орут с трех часов утра", "Моего котенка птица чуть с балкона не утащила". Им вторят из Каширы: "Надоело наблюдать охоту чаек на живность. У нас во дворе пожрали весь молодняк голубиной стаи". А как можно избавиться от крикливых и агрессивных птиц? "Сейчас уже никак. Избавляться следовало весной, когда чайки только вьют гнезда", - объяснил "РГ" орнитолог Антон Миневич. По его словам, эти птицы предпочитают гнездиться на плоских крышах тех зданий, рядом с которыми имеется хорошая кормовая база. Это, например, большие, отдельно стоящие продуктовые магазины со своими цехами по приготовлению еды, вроде "Ашана" и "Пятерочки". У таких торговых точек, как правило, есть свои помойки, куда ежедневно выносятся пропавшие овощи- фрукты и отходы кулинарного цеха. Еще чайки любят новые жилые комплексы с их огромными контейнерными площадками, особенно если жилье располагается в радиусе 5-10 км от мусоросортировочных площадок. А громкие крики этих птиц обусловлены инстинктом сохранения птенцов и продолжаются с апреля по сентябрь, пока птенцы не встанут на крыло.
"Потому с середины марта крыши зданий, где любят гнездиться чайки, нужно регулярно проверять, уничтожая любые намеки на гнезда. А сейчас можно лишь минимизировать неудобства для жителей, установив, например, во дворах мусорные контейнеры с крышками", - продолжает Миневич. Чайки при этом никуда не денутся, особенно если у них где-то рядом есть гнезда, но хотя бы кормиться по утрам будут в другом месте. Впрочем, все контейнеры для смешанных отходов в жилом секторе Подмосковья и так с крышками. Только тех, кто готов закрывать их на ночь и открывать с утра, не находится.
Проверять крыши на предмет гнезд должны собственники зданий, а в жилом секторе - управляющие компании. Но поскольку им часто бывает не до гнезд, некоторые жители решают проблему сами. Например, в Дубне на облюбованные крикливыми пернатыми крыши и помойки граждане устанавливают шесты с приделанными к ним воздушными змеями или флюгерами-соколами. Работает это примерно так же, как пугала на дачах. Главное, чтобы искусственные фигуры по размеру были больше живых чаек.
Еще одним способом борьбы с надоедливыми пернатыми делятся в соцсетях дачники из мытищинского СНТ "Икша", на чью контейнерную площадку повадились ранним утром слетаться чайки. "Нашли в интернете запись криков бакланов, когда разоряют их гнезда. Поставили на помойке колонку, неделю проигрывали запись в часы, когда начинали кричать чайки. Несколько дней не спало все СНТ, но помогло - птицы пропали", - пишут дачники. Кстати, подобным образом чаек отваживают от гнездования на крупных спортивных объектах, окруженных водой. Устанавливают на крышах динамики, транслирующие звуки, которые пугают чаек. К таким еще относятся крики крупных хищников, например, соколов.
Численность чаек в Подмосковье стараются регулировать и депутаты Мособлдумы, которые в прошлом году приняли закон, относящий этих птиц к охотничьим ресурсам. Как объясняли тогда избранники, мера эта оказалась вынужденной и направленной прежде всего на обеспечение санитарной безопасности. Чайки, как и утки, являются переносчиками птичьего гриппа, которым их заражают перелетные собратья. Но если численность уток хоть как-то регулируется охотничьим отстрелом, то чаек год от года в регионе лишь прибавляется. Птице не объяснишь, что, заболев, она должна тихо сидеть в своем гнезде, потому чайки с легкостью долетают до птицеводческих хозяйств, ставя под угрозу их деятельность.
Понятно, что чайка никогда не входила и реально не будет входить в охотничьи ресурсы, как и ворону, ее нельзя употреблять в пищу, потому как трофей чайка охотников не интересует. Но при вспышках птичьего гриппа чаек теперь отстрелом отгоняют от птицеводческих хозяйств. По мнению Антона Миневича, эта мера способна уменьшить популяцию чаек в регионе, но для этого потребуется несколько лет.