Участок площадью 84,4 га из земель лесного фонда РФ был передан по договору с региональным минприроды в аренду компании "ЭкоЛайф" в декабре 2021 года. Руководитель компании - бывший депутат Заксобрания Ульяновской области Сергей Глебов. В 2023 году фирма получила разрешение сроком на 45 лет "на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях" с планируемым количеством особей: кабан - 140, олень благородный - 28, косуля сибирская - 30, муфлон (баран) европейский - 30. Этим летом вокруг участка леса более чем в 30 га вырос сетчатый забор.
Жители села протестуют, пишут во все инстанции, устраивают сходы и флэш-мобы с транспарантами.
Лолита Жданова - собственник дома и земельного участка в селе Смородино, после выхода на пенсию практически постоянно проживающая здесь. Называет себя потомственным жителем села, поскольку отсюда все ее предки. Прадед, по ее словам, был лесничим и привил всем потомкам очень бережное отношение к природе.
- "ЭкоЛайф" устанавливает охотничьи вольеры не только на границе села Смородино, но и с двух сторон вдоль оживленной проселочной дороги, по которой каждый день ездят на работу люди на водонасосную станцию. А убойная сила из современного карабина - от 1000 до 1500 метров. Когда выдавали разрешение на установку этих вольеров, о безопасности людей кто-то думал? А о правах и интересах жителей вообще никто не задумывался? У этих коммерсантов в аренде 3900 гектаров леса, но охотничьи вольеры на 84 гектарах устанавливаются именно на границе села Смородино! - возмущается Лолита Алексеевна.
Жительница села недоумевает: как старики, женщины и дети смогут обойти 84 гектара, если соберутся за грибами? Кроме того, по ее словам, захватывается исторически значимая для жителей села, очень красивая, с уникальным ландшафтом, с краснокнижными растениями территория, так называемый "Старый карьер".
Впрочем, по словам главы Тушнинского сельского поселения (к которому относится с. Смородино) Татьяны Кармайкиной, представители компании сообщили, что они отказываются от вольерной охоты, об исключении этого пункта из проекта уже поступило заявление в профильный региональный департамент. Оставляют за собой лишь разведение животных. И соответствующий забор.
- Закрыли лес. Загородили! И не хотят ни на какие уступки идти. Сколько мы ни бьемся, куда мы только ни обращаемся, нам никаких поблажек. У них есть охотхозяйство, далековато от села. У них там и кормушки есть, туда и на охоту ездят. Почему бы им там не заниматься разведением зверей? Оставьте нам этот лес! Но они глухи к нам, - объясняет староста села Елена Белова.
- Здесь вся проблема в бюрократических нестыковках и бардаке, - считает эколог-общественник Александр Брагин. - В свое время кто-то раздал землю непосредственно перед лесом. У нас по законодательству, особенно противопожарному - перед землями Гослесфонда должна проходить противопожарная полоса. Жилье не должно примыкать к территориям Гослесфонда. Нужен разрыв. Но возле Смородино кто-то земли раздал именно в таком виде.
Однако, по его же словам, Сергей Глебов и его компаньоны получили лес в таком виде, в каком им дали. А потому с точки зрения закона предприниматели - в своем праве.
- В данный момент идет обсуждение того, не зашли ли они со своим забором на территорию природного парка "Долина реки Смородинка", сообщила глава поселения Татьяна Кармайкина. - Идет разбирательство, границы определяются. По документам, по федеральным законам у тех, кто взял участки в аренду у лесного фонда, нарушений нет по большому счету. По закону у них все правильно.
Иначе дело обстоит, по ее словам, "с моральной точки зрения". Люди, привыкшие к возможности в любой момент выйти в лес, теперь этого будут лишены. Арендаторы готовы отступить лишь на 200 метров, протестующие считают это несправедливым.
Было со стороны арендаторов и предложение разрешить местным проходить в лес через ворота, открывая их с помощью набора номера на мобильнике. Но желающих входить "в клетку" к диким кабанам, которых будут здесь разводить, не нашлось.