На сайтах ресурсоснабжающих организаций вроде и есть перечень документов, необходимых для переоформления лицевых счетов, но он все равно неполный, плюс в каждом случае могут быть какие-то нюансы. Так что все равно придется дойти своими ножками до каждой службы, и не один раз. И это при том, что они расположены в разных частях города.
В первую очередь я отправилась в ЕРКЦ на улице К. Маркса, 8А. Нужно было оформить регистрацию и получить справки о составе семьи. Здесь все прошло быстро, без проволочек. Единственное - попросили принести конверт, чтобы отправить письмо в паспортный стол по прежнему месту жительства о снятии с учета. Это показалось весьма странным в век электронного документооборота.
Следующий адрес - "Газпром межрегионгаз Уфа" на улице Пархоменко, 156. Тут стоит терминал электронной очереди. Минут 40 ждала вызова, и вот я у заветного окошка. Оператор объяснил, что сначала нужно пригласить на дом газовую службу и заключить с ней договор на обслуживание. Куда именно обращаться, конечно, не сказали. "Вроде ваш адрес обслуживает отделение в поселке Зубово" - вот и все координаты. Нахожу в интернете телефон, оставляю заявку. Через пару дней приезжает слесарь, проверяет счетчик, плиту, котел, заключает договор. Позже за его работу придет счет на 2700 рублей. Неплохо - за полчаса работы. Причем предыдущий хозяин дома уже оплатил эту услугу в начале года.
Возвращаюсь в отделение "Газпрома", снова талончик, очередь, но недолго, примерно 30 минут. Предъявляю документы (выписки из ЕГРН на дом и землю, договор купли-продажи, справка о составе семьи, договор на техобслуживание), и вот, наконец, мне говорят, что теперь лицевой счет будет оформлен на меня.
Следующий поход - в Центр обслуживания клиентов "Башкирэнерго" на улице Комсомольской, 17. Самая сложная процедура переоформления оказалась у энергетиков. Мне выдали пачку документов, которые нужно было заполнить. Только паспортные данные я проставила в четырех местах. Со всеми документами сказали ехать в клиентский офис "Башэлектросбыт" на улице Правды, 29. Там, кстати, талончиков на этот день не оказалось, и мне выдали на другой. Но только зря я приехала к назначенному времени.
- Вам на Комсомольской все неправильно объяснили, возвращайтесь обратно. Там должны выдать акт на подключение к электросетям, вот с ним и остальной кипой документов приедете в следующий раз, - говорит оператор за окошком.
Что ж, возвращаюсь, попадаю к другому сотруднику, который, удивившись, что меня гоняют туда-сюда, забирает документы и сообщает, что они будут готовы месяца через полтора. При этом мне напишут, когда приехать за квитанцией и оплатить переоформление - выйдет чуть больше тысячи рублей. Потом нужно с квитанцией вернуться еще раз, а затем поехать в клиентский офис "Башэлектросбыт". Это все мне только предстоит.
Четвертой организацией стал "Уфаводоканал" на Бакалинской, 19. Здесь прием проходит в порядке живой очереди. Отстояв почти час, опять получила пачку необходимых к заполнению документов, но со второго раза уже переоформила лицевой счет.
Итог: в общей сложности вместе с дорогой на переоформление лицевых счетов потрачено 10 часов, но и спустя полтора месяца я еще не завершила эпопею с "Башэлектросбытом". И ведь все службы работают ровно в то время, что и мы, потребители их услуг. То есть отпрашиваться с работы придется много раз или специально ждать отпуск.
На вопрос "Российской газеты" к обслуживающим организациям, нельзя ли сократить или упростить процедуру переоформления лицевых счетов, внятных ответов мы не получили. Так, в "Газпром межрегионгаз Уфа" нам сообщили адреса организаций, куда обращаться для заключения договоров поставки газа. А далее прилагалась ссылка на адреса клиентских центров.
В "Башэлектросбыте" рассказали, что необходимо предъявить при оформлении договора, а именно: правоустанавливающие документы; нотариально заверенную доверенность на сбор и подачу документов от имени владельца, если не он сам обращается в офис; документы на энергопринимающие устройства; документы о допуске в эксплуатацию приборов учета и акт о технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства. Как раз последний у меня отсутствовал, потому мне и рекомендовали обратиться в ООО "Башкирэнерго".
В "Уфаводоканале" запрос просто проигнорировали.
Между тем отзывов о многочасовых очередях, долгом оформлении документов в данных ресурсоснабжающих организациях в интернете очень много. А ведь мы, потребители, несем этим предприятиям деньги, и, конечно, нам хотелось бы адекватного к себе отношения.
Напоследок рекомендация тем, кто собирается переоформлять лицевые счета: лучше приезжать к самому открытию офиса, так гораздо больше шансов попасть к оператору в день обращения. И возьмите с собой копии всех документов.
Кстати
В Сети много советов вообще не переоформлять счета или делать это мимоходом, когда есть время, хоть через пять лет. Чем это может быть чревато?
- Последствия, скорее, могут наступить для прежнего собственника, если новый перестанет платить, - говорит юрист Радик Сулейманов. - Для взыскания задолженности иск в суд будет подан на основе тех сведений, которые имеются в базе данных. Продавец жилья может обезопасить себя от последующих долгов покупателя достаточно простым способом: нужно своевременно предоставить документы о сделке в ресурсоснабжающую организацию, чтобы закрыть лицевой счет. Кроме того, в какой-то момент новому собственнику для сделок с недвижимостью может понадобиться выписка с финансово-лицевого счета. В ней указывают основные данные о квартире: число собственников, площадь, количество и имена зарегистрированных жильцов. Выписка обычно требуется при оформлении ипотеки, приватизации, продаже. Если лицевой счет своевременно не переоформить, в нужный момент это может неудачно скорректировать планы собственника.
Артур Давлетшин, руководитель Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору:
- Сейчас активно внедряется Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, думаю, благодаря ей мы придем к тому, что данные будут автоматически передаваться от Росреестра ресурсоснабжающим организациям при смене собственника. Хотя, конечно, остается вопрос с персональными данными, но, думаю, и здесь найдется выход. Тот же гражданин может при покупке жилья сразу заполнить согласие на использование этой информации.