Так, выпуск пива увеличился на 9,3% (почти до 439 млн дал), пивных напитков - на 13,4% (до 54,9 млн дал). Наибольшую динамику показала категория сидра, пуаре и медовухи - прирост производства составил 17,4% (почти до 6 млн дал).
Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин считает, что причина таких показателей заключается далеко не в погодном факторе и не в росте доступности этих напитков, а в отчетности. По его мнению, на увеличение легальных объемов производства повлияло введение маркировки для напитков брожения. Он прогнозирует, что по итогам года динамика усилится, так как в рознице считывание марок началось только с 1 июня этого года.
С сидром и медовухой эффект от маркировки еще более заметен, отмечает Шапкин. Впрочем, из-за небольших объемов динамика может быть неустойчивая, поскольку работа одного производителя может оказать существенное влияние на общую статистику.
В пивных напитках сосредоточено максимальное количество нарушений, отмечает эксперт. Например, джин-тоник может продаваться под видом пивного напитка. Под видом пивного напитка продавался также и смертельно опасный суррогатный слабоалкогольный напиток "Мистер Сидр".
"Вполне вероятно, что в пивные напитки уйдут слабоалкогольные напитки, для которых с 1 мая акцизы выросли втрое. По этой причине производство слабоалкогольных коктейлей практически встало", - комментирует Шапкин.
Обязательная маркировка пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в России вводилась поэтапно с 1 апреля 2023 года. С 1 июня 2024 года общепит и розничные продавцы с 1 июня 2024 года обязаны передавать в систему маркировки "Честный знак" информацию о выводе из оборота этих напитков в потребительской упаковке. С помощью маркировки государство борется с нелегальной продукцией. Цифровая маркировка позволяет отследить "жизненный путь" товара. Доля нелегального пива на рынке, по разным оценкам, может составлять от нескольких процентов до 30%.