Сейчас средства от продажи сырья по высоким ценам поступают в Фонд национального благосостояния страны и используются для балансировки государственного бюджета, реализации крупных инфраструктурных проектов, других краткосрочных и среднесрочных задач социально-экономического развития. Эти финансы равномерно распределяются среди регионов, исходя из среднего уровня доходов бюджета на душу населения.
Чтобы повысить эффективность распределения бюджета исследователи предлагают создать региональные фонды благосостояния на территориях с сырьевыми доходами. При этом субъекты с незначительными рентными доходами следует распределить между ближайшими сырьевыми регионами. Так, ресурсный регион будет перечислять часть расходов своего фонда на проекты развития подшефных территорий, что позволит избежать неравенства между ними.
Тела фондов должны формироваться за счет частей ренты, которые образуются на территории соответствующих регионов. При текущей системе налогообложения этого можно достичь за счет направления доли налога на добычу полезных ископаемых и налога на добавленный доход в региональные бюджеты, а остаток - в федеральный бюджет.
Средства фондов должны быть вложены в российские ценные бумаги. Незначительные доли могут вкладываться в иные активы, например, качественную недвижимость, которая будет приносить постоянный доход. Также можно предусмотреть прямые инвестиции в бизнес-проекты с низким уровнем риска или стратегию локализации инвестиций в пределах компаний и субъектов одного макрорегиона.
Кроме того, по мнению исследователей, реформа косвенно увеличит вовлеченность населения в принятие решений, доверие к власти и бизнесу, повысит экономическое благосостояние и удовлетворенность граждан. Также она повлияет на развитие российского фондового рынка, что особенно важно в отсутствие крупных зарубежных инвестиционных фондов, создаст самовоспроизводящийся источник развития сырьевых территорий и даст импульс развития всей экономике страны за счет инвестиций в национальный фондовый рынок.
Доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Равиль Ахмадеев напоминает, что сейчас, согласно действующим правилам бюджетного законодательства, существуют определенные пропорции по зачислению существенной доли взимаемых федеральных налогов и сборов в нижестоящие региональные и местные уровни. В них зачисляется от 20% до 100% по акцизам (в зависимости от вида подакцизного товара) и от 60% до 100% по НДПИ (в зависимости от полезного ископаемого), а также сборы за пользование объектами животного мира - до 20%. Так, создание отдельных региональных фондов благосостояния и развитие конкретных территорий на основе поступлений по сырьевым налогам федерального уровня является сложно реализуемой задачей. "Для ее выполнения понадобится полностью переписывать и бюджетный кодекс и налоговый", - поясняет эксперт.
В качестве сложностей, которые могут возникнуть в ходе осуществления реформы, Ахмадеев называет подчинение налогово-бюджетной политики принципу "налогового федерализма". С 2025 года данный подход будет еще более сконцентрирован на федеральном уровне. Это связано с изменениями в системе федеральных налогов. В частности будут изменены ставки и коэффициенты НДПИ и НДД, основная ставка по налогу на прибыль повысится до 25%, при этом 8% из них будет зачисляться в федеральный бюджет. Кроме того, по мнению эксперта, подшефные регионы вряд ли смогут договориться с более обеспеченными без привлечения федерального центра.