Поворотной точкой в развитии фитнес-индустрии стала пандемия: именно после нее и начался активный рост рынка. Президент Ассоциации операторов фитнес индустрии Ольга Киселева отметила, что до 2019 года индустрия находилась в стагнации с небольшим приростом объема рынка до 4-5%. Однако с конца 2022 года начался интенсивный рост. Его, по словам эксперта, обеспечило желание людей прийти в форму после продолжительного ограничения в активностях. "Обороты рынка растут в большей степени за счет увеличения желающих заниматься фитнесом, а не за счет повышения цен", - пояснила Киселева.
При этом по данным Национального фитнес-сообщества цены на абонементы и клубные карты выросли за предыдущий 2023 год в среднем на 12% и в первом полугодии 2024 года поднялись примерно на 10%.
Согласно аналитическому исследованию Национального фитнес-сообщества, в первом полугодии 2024 года продажи клубных карт в среднем по российской фитнес-отрасли выше показателей соответствующего периода 2023 года на 11,0%, реализация дополнительных услуг - в среднем выше на 12,0%, посещаемость и загруженность - в среднем выше на 11,7%.
По словам управляющего партнера компании FitnessData Максима Боровикова, на сегодняшний день темпы прироста стабильно выше 19%. "При этом оборот отрасли за первое полугодие составил 121,5 млрд руб., что на 24% больше, чем в первом полугодии 2023 года", - подчеркнул эксперт.
Глава Национального фитнес-сообщества Елена Силина, в свою очередь, указала на то, что на сегодняшний день активно развивается тренд на модели фитнес-клубов с оплатой членства на основе рекуррентных платежей (когда членство в клубе оплачивается путем автоплатежей - прим. "РГ"). Они, как пояснила Силина, преимущественно располагаются в ТЦ, используют профессиональное оборудование и автоматизированные системы. На объектах отсутствуют сотрудники, за исключением персональных тренеров, которых можно пригласить по запросу клиента через мобильное приложение.
"Стоит отметить, что сами клубы созданы в концепции большого открытого пространства, которое позволяет за "витринным" стеклом с элементами подсветки и привлекательного дизайна видеть весь клуб и как в нем занимаются фитнесом. Подобного рода решения мотивируют посетителей ТЦ к приобретению услуг. Полагаю, что именно в этом сегменте популярность будет расти", - прогнозирует глава Национального фитнес-сообщества.
Аналогичного мнения придерживается и Боровиков. Данный сегмент, по его словам, вырос в 2023 году в два раза в сравнении с 2022 годом. "Подписка позволяет вовлекать большое количество абсолютно новой для фитнеса аудитории. Это на данный момент 35-45% клиентов, которые ранее не интересовались фитнесом. К тому же удобство расположения таких клубов позволяет охватить огромную долю населения в зоне 15-минутной пешей доступности", - сказал эксперт.
Подписка действительно стала удобным форматом для клиентов. Она доступна по цене - отсутствует необходимость платить сразу за год. "Годовая карта даже в самый дешевый клуб стоит 12-15 тыс. руб., тогда как подписка на фитнес, особенно если сети отменяют стартовый платеж - это 1,5-2,3 тыс. руб.", - добавил Боровиков. Комфорт заключается еще в том, что списание происходит автоматически, а открепить карту с легкостью можно в мобильном приложении.
Студии также востребованы у россиян - их рост составил 40%. Однако в сегменте высокая конкуренция, открылось более 400 студий, и закрылось 19% от них, не проработав и года. Классические клубы растут темпами ниже рынка (порядка 10%). Это самый зрелый и неповоротливый сегмент.
Средний чек у посетителей фитнес-клуба зависит от ценовой политики в том или ином регионе, говорят в Национальном фитнес-сообществе, однако в среднем он составит 2,5 тыс. при рекуррентной системе (подписка). В классическом формате может быть выше на 20-30%, потому что услуг предоставляется больше и формат этих услуг шире. Шеринговые форматы - предоставление возможности заниматься в среднем от 3 рублей за минуту.
Однако не обошлось без трудностей. По итогам последнего опроса FitnessData, ключевыми проблемами отрасли стали: дефицит кадров (62%) и рост расходов больше увеличения доходов - 37%. Также респонденты отметили высокую стоимость привлечения новых клиентов и аренды помещений. "Проблема сезонности все еще актуальна, - добавил Боровиков - хотя мы и наблюдаем постепенное сглаживание летних показателей".
Рост расходов фитнес-клубов также связан с износом оборудования. "Тренажерный парк требует поддержки, многие детали оборудования подлежат замене в течение 2-3 лет. Однако очень много ключевых производителей оборудования ушли с рынка, и их уход привел к параллельному импорту деталей и более сложной логистике. Это все сильно увеличивает стоимость обслуживания тренажерного парка", - рассказала Киселева. Эксперт также отметила, что последний является ядром фитнес-клубов: он составляет серьезную долю в операционных расходах.
Меняется сама структура выручки фитнес-объектов. Клубы все больше зарабатывают не с продаж клубных карт, а с продаж дополнительных услуг - от персональных тренировок до ПП-снэков в вендинговых автоматах. По итогам первого полугодия 2024 года доля дополнительных услуг составила 32%, тогда как годом ранее была 30%. "Прирост на 2 процентных пункта за год - очень значимый тренд", - отметил Боровиков.
Популярность фитнеса, помимо тренда на ЗОЖ, обеспечивает повышенный уровень сервиса, связанный с высокой конкуренцией, появление новых форматов оплаты услуг и поддержка государства. Наиболее востребованными видами тренировок стали так называемые "мягкие направления": пилатес, растяжка, йога. "Спрос у потребителей сильнее всего растет на персональные и функциональные тренировки, детские и семейные секции, аквааэробика, онлайн-занятия и мобильные приложения", - поделилась Силина. Эксперт рассказала, что одним из наиболее активно развивающихся направлений стало использование искусственного интеллекта для вовлечения в занятия фитнесом.
Также, по словам Боровикова, все большую популярность приобретают услуги на стыке медицины и фитнеса, такие как лечебно-оздоровительные и реабилитационные. Среди высокоинтенсивных направлений эксперт отметил джампинг, который становится важной частью студийного сегмента.
В Национальном фитнес-сообществе убеждены, что тренд на внедрение ИИ открывает серьезные перспективы для увеличения доли людей, систематически занимающихся фитнесом. "Спрос на цифровизацию и онлайн-сервисы проявляется у клиентов "цифровой эпохи" наиболее сильно", - объяснила глава Национального фитнес-сообщества. Интерес в данном направлении у молодежи вырос на 35-40% с 2021 года. В иных категориях он растет в меньшей динамике - на уровне 11-21% в зависимости от региона и конкретного проекта.