В Петербурге сервисы аренды электросамокатов начали контролировать езду клиентов

Крупные кикшеринговые компании создали собственные внутренние "ГАИ" - команды работников, следящих за безопасной ездой пользователей сервисов. В ситуациях нарушений такие специалисты могут выписывать штрафы. Корреспондент "РГ" побывал на местах, где дежурят новые инструкторы.

Названия должностей новых сотрудников, набор и суммы штрафов отличаются в разных компаниях. Но суть одна - представители сервиса находятся в разных точках города и в первую очередь консультируют горожан и туристов, чтобы предотвратить будущие нарушения. Вместе с этим все случаи несоблюдения ПДД фиксируются на камеру и передаются для решения о вынесении штрафа в специальные отделы компаний.

К примеру, в "МТС Юрент" за неспешивание на пешеходном переходе сервис оштрафует на 1000 рублей, а вот за парное использование электросамоката придется отдать 5000 рублей. В случае передачи СИМ несовершеннолетнему грозит наказание в размере 10 тысяч рублей. А за езду в нетрезвом виде - 100 тысяч. Денежные средства списываются со счета приложения. Для оплаты штрафа пользователю необходимо пополнить кошелек в сервисе. И пока он этого не сделает, поездки будут недоступны. За некоторые нарушения сервис может заблокировать аккаунт пользователя навсегда или сезонно.

В компании рассказали, что их консультанты по безопасности дежурят в 40 наиболее популярных среди самокатчиков точках города. С начала сезона "МТС Юрент" выписал порядка 25 тысяч штрафов в Петербурге.

Для оплаты штрафа пользователю необходимо пополнить кошелек в сервисе. И пока он этого не сделает, поездки на самокате ему будут недоступны

Самыми популярными нарушениями представители сервисов называют неправильную парковку и переход "зебры", не слезая с самоката. Однако консультанты и скаут-штраферы пока могут зафиксировать далеко не все нарушения. Горожан особенно беспокоит добросовестность самокатчиков во время передвижения на тротуарах, ведь никто не хочет попасть под колеса. Пока в ПДД для СИМ сохраняется сложное противоречие: самокатчики могут перемещаться по тротуару, если нет велодорожек. А по проезжей части разрешается ездить далеко не во всех случаях. Да и не каждый пользователь СИМ рискнет выехать на автодорогу. В то же время в Петербурге велополосы - скорее роскошь, нежели обыденность. На сегодняшний день в городе сделано 44 веломаршрута общей протяженностью порядка 150 километров.

Опасные ситуации в процессе езды представители сервисов могут зафиксировать только во время периодических объездов местности. Иногда быстро поймать нарушение на камеру не удается, либо снимок получается смазанным. В "MTC Юрент" "РГ" объяснили, что такие случаи попадают на уличные камеры видеонаблюдения. Также перемещение по улицам клиентов регулируется во время совместных рейдов с полицией.

По факту выписыванием санкций пользователям занимаются не сами инструкторы, а специалисты поддержки сервиса. Скаут же обязан зафиксировать нарушение и передать фото с геолокацией и временем в поддержку. И если пользователь считает, что его оштрафовали несправедливо, он может оспорить решение сервиса.

Но если на арендные самокаты "рычаги влияния" теперь есть, то владельцев собственных СИМ образумить штрафом не выйдет.

Кстати

С начала сезона операторы краткосрочной аренды электросамокатов выписали 211 тысяч штрафов и заблокировали 213 тысяч аккаунтов пользователей.

В то время, как в Госдуме думают, как повысить ответственность электросамокатчиков, кикшеринговые компании и сами активно взялись за наведение порядка среди пользователей мобильного транспорта. Они даже подписали меморандум, в котором обозначили "нулевую терпимость к нарушениям". А с 27 мая они повысили штрафы за нарушения Правил дорожного движения и правил сервисов. За самые серьезные из них, например, за езду в нетрезвом виде, штраф доходит до 150 тысяч рублей.

Информацию о нарушениях сервисы получают сразу из нескольких мест. Основное - городские службы. Это, например, инспекторы ГИБДД и ЦОДД в Москве или сотрудники, контролирующие платную парковку в Санкт-Петербурге.

В столицах операторам также передают фото и видео с городских камер, которые фиксируют нарушения по номерам на СИМ. А Госавтоинспекция проводит с сервисами совместные рейды по поиску нарушителей, в ходе которых не только штрафует, но и обучает их культурному вождению.

Нарушения фиксируют и собственные команды сервисов. У каждого есть отдельные специалисты, которые следят за порядком СИМ в городе и соблюдением ПДД. О нарушениях также сообщают сами жители через службы поддержки. А для тех, у кого не скачаны приложения операторов, есть специальный бот Ассоциации операторов микромобильности, куда можно пожаловаться на нарушителя. За этот сезон через бот-сервисы отработали более 10 тысяч сообщений.

Перед наложением каждого штрафа в сервисах проверяют данные о нарушении по фото или видео. Чтобы отследить поездку, достаточно знать время и место инцидента.

Операторы также работают над предупреждением нарушений с помощью технических и сервисных ограничений. Например, скорость всех арендных самокатов автоматически снижается в специальных "медленных" и "запретных" зонах.

Есть и специальные технологии безопасности. Например, выявляющие тандемные поездки. Обязательный процесс авторизации не дает арендовать самокат тем, кому нет 18 лет.

Как сообщили в компании Яндекс GO, сервис на треть увеличил количество полевых специалистов, которые следят за порядком использования средств индвидуальной мобильности в городе. В местах, где в часы пик самокаты массово оставляли вне парковок, нарушая ПДД и правила сервиса, появились скауты, которые напоминают жителям правила парковки и фиксируют нарушения. В компании МТС Юрент выявляют несовершеннолетних пользователей с помощью сервиса идентификации МТС ID.

Подготовил Владимир Баршев