30.07.2024 16:25
Поделиться

Эксперты объяснили, зачем торговые сети активно нанимают айтишников

IT-специалисты стали самой многочисленной категорией офисных работников в ритейле: на них приходится почти 22% от общего числа сотрудников офисов торговых сетей - вдвое больше, чем специалистов по закупкам, финансам и управлению персоналом. Об этом говорится в исследовании Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).
iStock

В торговле трудятся разработчики, аналитики данных, программисты, архитекторы информационных систем и системные администраторы. В среднем на них приходится 21,8% офисного персонала розничных сетей. В отдельных компаниях доля айтишников достигает 30% от общего числа сотрудников головного офиса. Как отмечает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев, высокий показатель доли IT-специалистов среди сотрудников ритейла говорит о том, что розничные сети уже в полной мере стали высокотехнологичными компаниями.

"Не смотря на рост отраслевой конкуренции, увеличение расходов на персонал и колебания спроса, российские ритейлеры чувствуют себя неплохо. "Продолжается рост оборотов за счет регионов, покупатели охотно ходят в традиционные магазины, да и обороты онлайн покупок растут. При этом самыми высокими темпами растет рынок онлайн-продаж продуктов - за прошлый год он прибавил около 40%", - отмечает заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им Плеханова Дмитрий Завьялов.

Он добавляет, что, в частности, люди стали покупать меньше, но чаще. По его мнению, огромные гипермаркеты, куда люди приезжали покупать продукты и товары для дома на неделю вперед, постепенно уходят в прошлое. Покупатель зачастую предпочитает удобные магазины у дома, а объемные покупки делает онлайн с доставкой до двери. Сейчас покупатели комбинируют разные варианты потребления, быстрее переключаются на конкурентов, не привязываясь к какой-то одной сети, активнее пользуются доступной информацией. А, значит, гибкая адаптация сервисов ритейлера под потребительское поведение без цифровых решений просто невозможна.

"При этом цифровизация ритейла в целом - это общемировой тренд, который связан не только с развитием онлайн-платформ, но и с использованием искусственного интеллекта, продвинутой аналитикой и работой с большими данными. В этих условиях не удивителен спрос на ИТ-специалистов со стороны отрасли. Российские ритейлеры еще с 2022 года активно забирали с рынка ИТ-специалистов, поскольку нужно было в кратчайшие сроки перейти с зарубежных ИТ-решений на отечественные. Пройдя этот этап, участники рынка стали активно вкладываться в свои цифровые экосистемы, которые, с одной стороны, направлены на оптимизацию процессов и повышение эффективности в таких сферах, как интегрированное планирование, логистика, ценообразование, управление продвижением и промо-акциями. Но, с другой, нацелены на аналитику данных, персонализацию сервиса и анализ потребительских предпочтений. Фактически, ритейл идет по пути многих других секторов, например, финансового, когда, с одной стороны, речь идет об удовлетворении массового спроса большого числа покупателей, а с другой, к каждому нужен персонализированный подход с учетом потребительских предпочтений и поведенческой модели", - уверен Завьялов.

В этих условиях компании не надеются на некий узкий ИТ-аусорсинг. Их интересует разработка и продвижение своих цифровых сервисов, максимально отвечающих стратегии развития, использующих лучшие корпоративные практики и свои ноу-хау. А это означает прямую конкуренцию за специалистов - разработчиков, аналитиков.

Руководитель оперативного штаба независимого профсоюза "Новый Труд" Алексей Неживой добавляет, что в эпоху платформ IT-специалисты становятся основным рабочим звеном в офисах и крупных торговых компаниях. Потому что программы, базы данных, их архитектура, алгоритмы - все это в будущем заменит многих специалистов. Представители многих других профессий - логисты, менеджеры по категориям и пр., постепенно перейдут в разряд экспертов, которые будут тестировать программы, докручивать эффективность их работы. И, соответственно, перейдут из категории персонала, который осуществляет линейные операции, в отрасль более творческую, где особое значение будет иметь креативность.

"Даже искусственный интеллект нуждается в ассоциативном человеческом мышлении - в этом отношении компьютеру до людей еще далеко. А вот все остальное на себя возьмут платформы и программы. И это стремительно удешевит систему обслуживания торговых потоков, что приведет к росту экономической эффективности. Илон Маск говорил, что при удачном стечении обстоятельств в будущем любые товары и услуги будут производить роботы и искусственный интеллект, а работа превратится в необязательное хобби. Это не совсем так. Необходимо учитывать, что до момента, когда платформенная экономика - экономика программ, ИИ и роботов станет повседневностью, пройдет еще немало времени. Мы только в начале большого пути, впереди много проблем, включая конфликты интересов среди тех, кто в разном качестве занят в платформенной экономике", - отмечает профсоюзный лидер.

Он добавляет, что в профсоюз поступают обращения самозанятых и платформенно занятых. "Мы проводим инспекции в отрасли, проверяем условия труда, составляем рейтинги платформ по степени дружественности к работникам. Именно поэтому у нас есть собственные предложения в законопроекты, которые разрабатываются в Госдуме в рамках регулирования данной сферы", - уточняет он.

Одновременно неоценим ежедневный вклад работников торгового и логистического подразделений - продавцов-кассиров, кондитеров, водителей, грузчиков, без которых невозможна работа современной торговли, несмотря на достижения технологий автоматизации, роботизации и искусственного интеллекта, констатирует Игорь Караваев.