Работа над законом ведется в рамках исполнения поручения Президента России по итогам его визита на выставку "Развитие креативной экономики в России", организованной 30 мая 2023 г. по инициативе АСИ.
ФЗ закрепляет целый ряд важнейших понятий в сфере креативной экономики. Закон в первую очередь нацелен на создание условий для оказания системных мер господдержки креативного бизнеса.
В законопроекте мерам поддержки посвящена отдельная глава. Выделяются финансовая, имущественная, образовательная, информационная меры. Также создаются условия для развития инфраструктуры для креативных индустрий, к которым отнесены креативные кластеры, информационные системы, имущество, центры креативных индустрий и другие формы.
Сейчас более 10 федеральных законов в России регулируют деятельность отдельных креативных индустрий. Это в том числе кинопроизводство, информационные технологии, архитектура, промышленный дизайн и пр., и их регуляторика распределена между целым рядом органов государственной власти. Это привело к некой лоскутности в регулировании и управлении креативной экономикой в целом. Закон направлен на решение этой проблемы.
"Это часть системной работы Агентства стратегических инициатив по развитию креативной экономики, которую мы ведем последние годы. Благодаря слаженной работе с депутатами, Правительством и креативным сообществом удалось подготовить закон, который позволяет говорить о развитии креативных индустрий в комплексе, при этом давая возможность региональным властям оказывать меры поддержки тем направлениям, которые нуждаются в ней прежде всего. Вкупе с внедрением регионального стандарта развития креативных индустрий мы выполняем поручение Президента, которое способствует в конечном счете достижению целевого показателя национальной цели "Устойчивая и динамичная экономика", - отмечает генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.
Ко второму чтению закон был существенно доработан.
Ключевое отличие новой редакции закона заключается в расширении перечня полномочий регионов по развитию креативных индустрий с учетом региональной специфики, определению критериев отнесения к субъектам креативных индустрий в соответствии с региональными нормативными правовыми актами. Т.е. реестр субъектов креативных индустрий будут формировать регионы, а ответственный ФОИВ будет вести единый федеральный реестр субъектов креативных индустрий.
"Креативные индустрии становятся отдельным сектором экономики страны и теперь рассматриваются как мощный инструмент, который может стать существенным драйвером ее развития. Ранее не было механизмов системной поддержки креативный индустрий, поскольку не было соответствующих понятий в федеральном законодательстве. Оптика сейчас тоже изменилась: теперь мы говорим про поддержку бизнеса, инвестиции, прямые и косвенные экономические эффекты и экспорт в креативных индустриях. Закон рамочный, и он дает очень большую гибкость и индустриям, и регионам. Основным инструментом для применения федерального закона в регионах станет разработанный АСИ Региональный стандарт по креативным (творческим) индустриям, который уже внедряет 45 регионов. Мы верим, что регионы, внедряющие лучшие практики и подходы в этой сфере, смогут действительно зарабатывать на креативной экономике, а за счет внедрения мер поддержки, инфраструктуры, образования, создания благоприятной среды предприниматели смогут реализовать свои проекты и строить талантоцентричную, несырьевую экономику в России", - говорит Директор центра развития креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-заде.
По сравнению с редакцией, принятой в первом чтении, появилось новое определение понятия креативного кластера; также в новой редакции закона появилось положение, согласно которому проводить оценку вклада креативной экономики в экономику РФ будет Росстат в соответствии с утвержденной им методологией.
Законом закрепляется, что Правительство РФ определит федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию именно в сфере креативной экономики. Такой ФОИВ будет ответственен за регулирование не отдельных видов креативных индустрий, а всей креативной экономики.
Также ко второму чтению в закон внесены важные уточнения в перечень видов креативных индустрий. Учитывая активное развитие креативных индустрий и появление новых видов деятельности этой сфере, сформирован открытый перечень, который допускает возможность отнесения к креативным индустриям различных видов деятельности и видов креативных индустрий, которые прямо не названы в законе. Например, в соответствии с ФЗ установлены 4 "укрупненных" вида креативных индустрий:
Например, народные художественные промыслы и ремесла входят, помимо прочих видов креативных индустрий и видов деятельности, в индустрии, основанные на историко-культурном наследии. То есть в рамках, например, индустрий, основанных на историко-культурном наследии, может быть широкий перечень видов креативных индустрий и видов деятельности, которые прямо не названы в ФЗ. Непосредственный перечень видов экономической деятельности в сфере креативных индустрий будет закреплен ответственным ФОИВ на основе кодов ОКВЭД.
В соответствии с принятым ФЗ Агентство стратегических инициатив совместно с профильными ведомствами и профессиональным сообществом будет работать над подзаконными нормативными актами, внедрением Стандарта в субъектах и другими ключевыми проектами.
"Принятие федерального закона о развитии креативных индустрий - это важное и долгожданное событие не только собственно для креативных индустрий как субъектов правоотношений и бенефициаров мер государственной поддержки. На мой взгляд, принятие отдельного федерального закона с самостоятельным предметом регулирования при наличии специальных законов по отдельным видам креативных индустрий любопытно с точки зрения законотворческой политики. Речь идет о том, что в ситуации наличия разных федеральных законов, регулирующих сходные общественные отношения, законодателем используется инструмент кодификации или систематизации законодательства. В данном же случае закон не претендует на пересборку регулирования отдельных видов индустрий, а направлен на определение общих для всех индустрий инструментов развития. Полагаю, что данная правовая конструкция позволит сфокусировать государственную политику, направленную на повышение вклада креативных индустрий в экономике", - заключает заместитель корпоративного директора, директор Центра по взаимодействию с федеральными органами власти АСИ Денис Абдрахманов.
Ирина Мастусова, исполнительный директор Ассоциации анимационного кино России:
Это очень важный для развития креативных индустрий закон, он выводит креативную экономику в правовое поле и унифицирует подходы к определению этой сферы деятельности. Он будет способствовать системному развитию креативных отраслей в регионах - от законодательства и инфраструктурной поддержки до подготовки отраслевых кадров. Принятие этого закона безусловно стимулирует креативный сектор экономики, потому что станут понятны условия деятельности, принципы создания и распространения креативных продуктов, возможности господдержки. Он создаст возможности для региональной специализации и кооперации креативных предпринимателей.
Рубен Аракелян, cооснователь и руководитель Архитектурного бюро WALL:
Считаю, что это фундамент, который позволит закрепить на уровне государства очень важную сферу деятельности в России - сектор креативной экономики. В этом сегменте сегодня задействовано большое количество молодых людей. Принятие этого закона позволит простимулировать и вовлечь в эту деятельность еще больше молодых людей, поскольку сегодня понятия о креативной деятельности, креативной экономике, креативном начинании, креативном бизнесе находятся только в подсознании, на уровне дискуссий между людьми, но никак не закреплены законодательно. Юридическое оформление позволит создать очень мощный фундамент и ссылку при создании собственных креативных проектов. И мне кажется, это действительно увеличит еще больше процент сектора экономики в ВВП России.
Моя деятельность связана с архитектурой, и сегодня она законодательно закреплена технических аспектах, в части проектной документации. Но основная часть создания архитектурного произведения, архитектурного проекта - та самая креативная стадия, где формируется образ будущей среды, будущего здания. Она сегодня никак не оформлена и формируется исключительно факультативно по желанию отдельных предпринимателей, девелоперов, застройщиков. Опять же скажу, что Москва и некоторые другие регионы и города, как например, Казань - это исключения, поскольку в Москве официально оформлена стадия архитектурной концепции, но в других регионах ее нет. И, возможно, приняв закон о креативной экономике, это позволит в регионах также обозначить первую стадию создания концепции здания, ее художественных составляющих, то самое креативную стадию в законодательное русло, что сильно повысит качество городской среды.
Сергей Сельянов, председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения:
Появление закона о креативных индустриях - весьма существенное событие. Государство "увидело" нас и даже до какой-то степени сделало ставку на монетизируемую креативную деятельность. Интеллектуальный капитал сегодня главный драйвер мирового развития, его вклад в ВВП ведущих экономик непрерывно возрастает.
Закон открывает двери для разнообразных способов государственной поддержки креативных индустрий.
Важно отметить, что креативные индустрии при кажущейся похожести очень сильно различаются. Мода, кино или дизайн функционируют очень по-разному. Поэтому ближайшая повестка должна включать в себя разработку отдельных стратегий, отдельных механизмов поддержки для каждой индустрии.
А на данный момент давайте поздравим друг друга с этим событием!
Мария Ситковская-Резник, Управляющий партнер университета креативных индустрий UniversalUniversity:
Очень здорово, что закон о креативных индустриях наконец будет принят. Важно для развития креативной экономики дать определение креативным индустриям, обозначить их перечень в России, сформировать нормативную базу для их реагирования, закрепить в законе ключевые термины, которыми описывается креативная экономика. Для полноценного развития талантов в нашей стране очень важно иметь нормативную базу, тогда КИ станут полноценной частью не только культуры страны и ее социальной жизни, но и важным элементом ее экономики.
Алексей Бырдин, генеральный директор Ассоциации "Интернет-видео":
Этот законопроект важен именно тем, что он может систематизировать креативные индустрии, обозначив их большое и растущее значение в нашу постиндустриальную эпоху. Кажется, что их начинают воспринимать как важный и самоценный сегмент национальной экономики, а это должно сформировать политическую волю бороться с явлениями, которые мешают нам увеличивать эту долю ВВП, например, с цифровым пиратством и товарным контрафактом.
Василий Овчинников, к.с.н., предприниматель, руководитель Организации развития видеоигровой индустрии (АНО РВИ), основатель PvP.Tools:
В целом очень хорошо, что видеоигры теперь на законодательном уровне будут признаны креативной индустрией. Это откроет доступ к дополнительным возможностям. Но для геймдева могут возникнуть риски в части реестра субъектов креативных индустрий и той части сведений, которые будут публичны в случае получения мер поддержки вроде льгот или грантов. Надеемся, что законодатели и будущие исполнители это понимают и подойдут к вопросу максимально аккуратно.