30.07.2024 19:04
Поделиться

Малые электростанции могут повысить надежность энергосистемы России

Из-за сильной жары этим летом плановые и аварийные отключения подачи электроэнергии происходили в южных и восточных регионах страны. Электричества просто не хватило на всех. А возможного резерва генерации, за счет использования малых электростанций, там просто не оказалось.
iStock

Это не какое-то новое изобретение. Малая генерация как резерв в периоды пика потребления электроэнергии используется в США, Китае и странах Европы. Более того, она неплохо развита в нашей стране, хотя в последние годы сталкивается с понятными сложностями при поставках оборудования из ЕС, Японии и США.

Как пояснили "РГ" в минэнерго, установленная мощность всех объектов малой энергетики составляет порядка 5,9 ГВт или 2,3 % от установленной мощности электростанций в России. Говорить о тенденции к росту малой генерации не приходится, и это по-прежнему связано с невысокой экономической эффективностью малой энергетики и высокими удельными затратами на производство, считают в ведомстве.

По данным Системного оператора Единой энергетической системы (СО ЕЭС), сейчас в нашей стране работают 870 электростанций мощностью до 25 МВт (их относят к малой энергетике). Их суммарная установленная мощность составляет 8066,41 МВт, чуть более 3% от общей мощности всех объектов генерации в стране.

Россия производит больше электроэнергии, чем потребляет. Но это в целом. По регионам ситуация разная. А передавать энергию на дальние расстояния без больших потерь человечество пока не научилось. Нельзя компенсировать дефицит энергии, к примеру в Бурятии, поставками из Москвы.

Еще до нынешнего жаркого лета прогнозировался дефицит электроэнергии к 2029 году в юго-западной части Объединенной энергосистемы (ОЭС) Сибири, ОЭС Востока и юго-западной части ОЭС Юга. Произошедшие в этом году отключения почти совпали с областями, где прогнозировался дефицит, но только к 2029 году. Где тонко, там и рвется.

Малая энергетика - это не только всем известные дизельные электростанции (ДЭС), поясняет старший консультант группы аналитики в электроэнергетике Kept Екатерина Артеменкова. Это еще и газопоршневые, газотурбинные, ветровые электростанции (ВЭС), микроГЭС, и даже атомная энергетика на базе реакторов "Елена", "Шельф" или ПЭБ (для атомных станций предел малой мощности - 150МВт в электрогенерации), уточняет эксперт.

Как пояснил генеральный директор компании ПСМ Андрей Медведев, малые автономные электростанции служат основным источником электричества на объектах, где основная электрическая сеть развита недостаточно, например на нефтегазовых, рудных месторождениях или в вахтовых городках. Также ДЭС широко применяют как резервные (аварийные) источники питания. В этом качестве станции работают практически на всех промышленных и социальных объектах, обеспечивая бесперебойное электроснабжение заводов, стройплощадок, больниц, дата-центров и узлов связи.

Мобильные малые станции позволят обеспечить снабжение населения электричеством в аварийных ситуациях

По мнению Артеменковой, возникающие дефициты электроэнергии в ряде регионов, показывают, что потенциал для малой энергетики здесь возрастает из года в год, и главными критериями для ее применения будут скорость строительства и мобильность.

Что касается последнего, то тут можно вспомнить, как обеспечивался энергией Крым сразу после 2014 года. Именно мобильные установки генерации позволили не оставить полуостров без электричества.

Развертывание мобильной малой генерации в дефицитных районах позволит гарантировать электроснабжение в аварийных ситуациях и проходить максимумы нагрузок, обеспечивая необходимый резерв мощности, отмечает Артеменкова. Мобильная малая генерация также может оперативно использоваться для наращивания мощностей в регионах с опережающим ростом спроса, в период строительства крупной тепловой генерации, сроки которых достигают не меньше 5-7 лет, уточняет эксперт.

Остается вопрос, почему же минэнерго считает малую генерацию неэффективной. В ведомстве пояснили, что случаи установки объектов малой генерации связаны с существующими послаблениями для потребителей, установивших такие источники в составе своих объектов. В частности, они не участвуют в субсидировании цен (тарифов) на электроэнергию для населения, пользуются резервированием из единой энергосистемы, не оплачивая содержание сетей, перекладывают обязательные платежи (установленные правительством в целях развития энергетики Крыма, Калининграда, новых субъектов Российской Федерации, субсидирования потребителей Дальнего Востока и регионов с льготируемыми ценами) на других потребителей.

Сейчас минэнерго по поручению президента прорабатывает внедрение обязательной поставки всех станций свыше 5 МВт на оптовый рынок электрической энергии и мощности, уточнили в ведомстве.

То есть проблема исключительно в регулировании взаимоотношений малой генерации, рынка и единой энергосистемы, а не в экономической и технической нецелесообразности таких объектов. Хотя сложности с оборудованием также присутствуют.

По словам Медведева, производство дизельных и газопоршневых электростанций в России развито и находится на высоком уровне. Но основной компонент станций - двигатель - сегодня, как правило, импортируется из-за рубежа. Производство дизельных двигателей в России ограничено мощностным диапазоном в 400 кВт, в то время как на рынке генерации широко востребованы ДЭС мощностью от 1 МВт. Серийное производство газопоршневых двигателей в России отсутствует вовсе, и после 2022 года основной пул наших поставщиков таких двигателей сосредоточен в Китае.