Для чего нужна маркировка смазочных материалов

С 1 июля 2024 года в России стартовал эксперимент по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей. Продлится он до 28 февраля 2025-го. В этот период производители могут бесплатно установить необходимое оборудование для маркировки и протестировать процесс нанесения кода. Также эксперимент подразумевает, что им дается время на выбор интегратора для дальнейшего внедрения технологии. Проект распространяется на моторные масла, масла для шестерен и редукторов и прочие смазочные материалы, а также на антифризы, тормозные гидравлические жидкости и жидкости для гидравлических передач.

Главная цель при маркировке любого типа товара - снизить количество подделок и предоставить потребителям качественную продукцию. Не станет исключением и пилотный проект, касающийся смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

По данным международной ассоциации "Антиконтрафакт", доля нелегальных автомобильных масел в общем обороте составляет от 50 до 60 процентов. Общественные деятели и потребители отмечают, что в последнее время им стали чаще попадаться подделки автомобильных масел, причем не только европейских. Люди доверяют раскрученным брендам, но содержимое бутылок с автожидкостями не соответствует информации на этикетке. В таких случаях маркировка станет методом защиты и покупателей, и добросовестных производителей.

Она решит проблему подмены сырья или использования некачественных материалов - токсичных и даже опасных. Покупатели смогут отсканировать QR-код на упаковке и получить информацию о составе, производителе, оригинальности компонентов, дате изготовления и сроках хранения автомобильных жидкостей. Государственная система "Честный знак" подтверждает и гарантирует качество смазочных материалов и автомобильных жидкостей. Это позволит водителям быть уверенными в качестве товара и использовать для обслуживания автомобиля только проверенные расходные материалы, что обеспечит его долгую службу. Кроме того, маркировка поможет минимизировать количество контрафактных товаров на рынке.

Использование контрафактного моторного масла чревато для владельцев автомобилей рядом рисков. Например, поддельное масло быстрее теряет свои свойства, перестает обеспечивать должную смазку узлов и агрегатов двигателя. В результате ускоряется процесс амортизации шатунно-поршневой группы и постели распредвалов, увеличивается расход топлива. А значит, машине раньше потребуется капитальный ремонт. Рачительный хозяин понимает: лучше приобрести оригинальное моторное масло немного дороже, чем сэкономить и залить в двигатель подделку. Отличить первое от второго как раз поможет маркировка. И даже если потребитель выберет дешевый вариант с непрозрачным происхождением, это будет осознанным решением, а не следствием заблуждения.

Использование контрафактного моторного масла чревато для владельцев автомобилей рядом рисков

Маркировка других товарных групп уже принесла зримый результат. Так, в 75 раз сократился фальсификат в молочной промышленности. Рынок питьевой воды "почистили" на 30 процентов, выведя из тени 460 предприятий. На 83 процента сократилась доля нелегальной продукции на рынке духов, на 56 процентов - обуви, на 50 - шин, на 20 - табака. Думаю, в сфере продажи смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей тенденция продолжится. Добросовестные производители получат шанс занять нишу, освободившуюся от контрафакта.

Во время эксперимента производители будут пробовать технологии нанесения кода маркировки, чтобы найти оптимальный для своего бизнеса вариант. Откладывать этот процесс не имеет особого смысла. Опыт пилотных проектов по маркировке других товарных групп показывает, что в 90 процентах случаев она потом становится обязательной.

Как определить, какой интегратор надежен? Лучше всего, когда у компании есть полный цикл внедрения оборудования, возможность подобрать индивидуальное решение и провести тестирование на площадке заказчика. Интеграторы работают с разными товарными группами, поэтому подстраиваются под конкретные технологические и бизнес-процессы. При выборе необходимо учитывать условия на производстве (запыленность в цехе, жирность упаковки); форм-фактор упаковки, скорость работы линий, уровень автоматизации. Сегодня существуют самые разные способы и технологии нанесения кода. Например, можно печатать стикеры и клеить их на крышку бутылки, а можно использовать пьезоструйную печать прямо на упаковке.