30.07.2024 11:49
Поделиться

Строить деревянные суда на Севере стало выгодно

За последние семь лет в Архангельской области открылось несколько центров традиционного народного судостроения. Начало "лодочному взлету" положил проект архангельских энтузиастов: в 2017 году при поддержке "Российской газеты" и журнала "Родина" они построили в Архангельской области первый за многие годы поморский карбас, а затем прошли под его парусами по Белому морю.
Одной из причин лодочного бума стал "вертикальный взлет" туристической активности.
Одной из причин лодочного бума стал "вертикальный взлет" туристической активности. / Татьяна Сухановская/РГ

Инициатива воодушевила земляков - с 2018 года началось создание двух судостроительных деревянных верфей в Архангельске, мастерских по шитью традиционных лодок в Кенозерском национальном парке, в Каргополе, а также в Котласском районе.

Всего за последние семь лет в Поморье сформировалось несколько локальных центров деревянного судостроения, в которых народные мастера и энтузиасты, подхватившие старинное северное ремесло, ежегодно шьют десятки самых разных деревянных лодок - карбасы, долбленки, лекшмозерки, берестянки. А на самых крупных верфях в Архангельске сейчас строятся поморская шхуна и коч.

В основе проектов не только желание возродить забытое на Севере мастерство, но и организовать собственный бизнес.

- Без экономической составляющей не бывает развития. Любая хозяйственная деятельность и народное творчество связаны с конъюнктурой рынка. Дорожают металл - дорожают моторки. Человек естественно обращается к более доступному, более простому, более подручному транспорту. Поэтому и внимание к традиционной лодке сегодня более пристальное, - отметил в интервью "РГ" директор Северного морского музея Архангельска Евгений Тенетов.

Сегодня спрос на традиционные суда в Архангельской области растет, а одной из причин лодочного бума стал "вертикальный взлет" туристической активности: в 2023 году количество гостей, приехавших в Поморье, увеличилось в два раза, а летом 2024-го туристический интерес к Русскому Северу продолжает набирать обороты. При этом большая часть гостей, особенно из Москвы и Петербурга, мечтает "покататься на лодочке" по Белому морю, а также многочисленным озерам и рекам.

- Лодки стали очень востребованными для развития водного туризма. Мастер может построить лодку и продать, заработать, у него появился экономический стимул расти и развиваться. К примеру, в Кенозерском национальном парке сегодня уже около 30-40 деревень охвачены этим движением, - рассказал "РГ" исследователь традиционного народного судостроения, представитель НИИ культурного и природного наследия имени Лихачева Юрий Наумов.

Он также добавил, что традиционным деревянным судам сегодня отдают предпочтение не только туристы.

- Рыбачить и охотиться точно лучше на деревянной лодке - она не гремит, не шумит, и ветром ее, как "резинку", не носит. Если к уточке охотник на такой лодке подплывет - тростник даже не шелохнется. И на веслах она лучше, и на ходу. Ни в какое сравнение с катером не идет!

Сегодня на территории Кенозерского национального парка в деревнях по берегам Лекшмозера лодки шьют пять народных судостроителей: мастерские у них оборудованы прямо во дворах домов или в небольших сарайчиках. Дело это семейное: Николай Попов, к примеру, строит деревянные лекшмозерки вместе со своим сыном, увлекаются этим ремеслом династии Морозовых и Нефедовых.

Стоимость лодочек, сшитых в деревнях Карелии и Архангельской области, находится в диапазоне 50-100 тысяч. Большие и тяжелые морские карбасы обойдутся дороже - в несколько сотен рублей.

В последние несколько лет у мастеров появился стимул строить больше. Так, в Кенозерском нацпарке с 2018 года местные лодки принимают участие в Лекшмозерской регате, востребованы они и на турмаршрутах.

- У нас создана экологическая тропа системы пяти озер, которая ведет к восстановленной ветряной мельнице. Туристов туда везут деревянные лодки. Это исторический факт - именно на них жители Лекшмозерья раньше отправлялись на мельницу, - рассказал представитель Кенозерского национального парка Евгений Мазилов. - Поэтому сегодня нацпарк приобретает лодки у местных мастеров - они необходимы для наших маршрутов. Мы популяризируем деревянное судостроение и помогаем его развивать - даем понять, что шить лодки, сохранять историю - это очень важно и нужно.

Стоимость лодочек, сшитых в деревнях Карелии и Архангельской области, находится в диапазоне 50-100 тысяч

А в последние пять лет Поморье объединяет опыт народных судостроителей из разных уголков России - теперь они ежегодно приезжают в регион на единственный в стране форум деревянного судостроения "Матица", проходящий под "парусами" государства. В этом году его организаторами стали Северный морской музей, Каргопольский музей, а также Кенозерский национальный парк.

- Лодки заказывают сегодня не столько жители Карелии, сколько Москвы и Московской области. Насколько это выгодно? Главное, что мне это интересно. А на жизнь мне хватает, - улыбается мастер.

В Архангельской области энтузиасты не только строят поморские карбасы, но и организуют на них туристические маршруты, мастер-классы по шитью, образовательные проекты для молодежи. Пример - верфь Товарищества поморского судостроения, действующая сегодня на территории Северного (Арктического) федерального университета.

- Экономический эффект традиционного народного судостроения очевиден, - считает Юрий Наумов. - Во-первых, это работа для самих судостроителей. Тем более что каждые несколько лет лодку нужно обновлять. Плюс ко всему - это заработок для остальных местных жителей - к примеру, в качестве гидов или гребцов. А в целом все подобные проекты находятся сегодня на пике туристического интереса. Где еще можно пройти по воде на традиционной лодке, как не на Русском Севере?