31.07.2024 10:33
Поделиться

На "Велоночи" в Иванове озвучили историю музыки

Две тысячи велосипедистов приняло участие в традиционной уличной акции. В выходной вечер они проехали по Иванову от парка имени Степанова до Аптечного переулка, останавливаясь в определенных местах, чтобы посмотреть мини-спектакли на тему музыкальной жизни разных эпох. В пути можно было слушать специально подобранные композиции.
Пять колонн велосипедистов выдвинулись в путь по очереди, чтобы не создавать толчею.
Пять колонн велосипедистов выдвинулись в путь по очереди, чтобы не создавать толчею. / Центр развития туризма и гостеприимства Ивановской области

"Велоночь", или фестиваль городских историй, архитектуры, музыки и искусства на велосипедах, проходит в Иванове четвертый год. Она позволяет местным жителям и приезжим глубже узнать историю города. Маршрут прогулки каждый раз новый, его прокладывают так, чтобы охватить не только знаковые достопримечательности, но и малоизвестные уголки.

В этом году краеведы подготовили рассказ о том, что слушали, играли и пели в "Русском Манчестере" до революции и в советское время. Вспомнили и о современных музыкантах, которых знают за пределами Иванова. Художественным руководителем проекта выступил историк и музыкант Сергей Никитин-Римский - доцент РАНХиГС, старший научный сотрудник Музея Москвы.

Пять колонн велосипедистов выдвинулись в путь по очереди, чтобы не создавать толчею. Весь маршрут занял 12 километров, для его сопровождения диджей и доцент МГУ Константин Дудаков-Кашуро создал набор треков на 2,5 часа. Музыку слушали в наушниках, через смартфон. На семи остановках участникам показывали театрализованные представления.

Одно из них было посвящено Рабочей опере - уникальному культурному проекту периода становления "пролетарской культуры". Театр, где сотрудники фабрик могли приобщиться к высокому искусству, создал пианист, композитор и педагог Федор Цабель (1878-1957).

Весь маршрут занял 12 километров, для его сопровождения создали набор треков на 2,5 часа

Он целых 20 лет - с 1913 по 1933 - трудился в Иваново-Вознесенском музыкальном техникуме (до революции это было училище Императорского русского музыкального общества), причем большую часть времени - в ранге директора. Цабель завел традицию ставить силами учеников оперы, где сам выступал как дирижер. В год выходило один-два спектакля. Для некоторых он писал музыку, например, в 1928-м публика увидела его версию "Турандот". Жена Цабеля - Анна Шухт, крестница Ленина, - преподавала в том же техникуме по классу скрипки.

В 1920-е в городе появилась необычная площадка - Народный дом текстильщиков. Его создали в бывшем отбельном корпусе фабрики Дербеневых, оформив фасады в стиле конструктивизма. Внутри был зрительный зал на 1200 мест и помещения для кружковых занятий. В Нардоме играли сценки первого рабочего театра Пролеткульта. Потом открыли Рабочую оперу, которую и возглавлял Цабель. Учреждение просуществовало около шести лет, но сыграло очень заметную роль в культуре, причем не только ивановской.

Во-первых, из Рабочей оперы в середине 1930-х выросла опера областная, переехавшая вскоре в другое здание. Музыкальный театр действует в Иванове по сей день. К слову, сохранилось и здание Нардома текстильщиков по улице Громобоя, 2. Оно является объектом культурного наследия муниципального значения, недавно на нем наконец начались противоаварийные работы.

Во-вторых, некоторые из солистов - студентов музтехникума - стали известными оперными певцами. Например, сопрано Елизавета Шумская в сороковые - пятидесятые годы была примой Большого театра, ей присвоили звание народной артистки.

Специально для "Велоночи" в Иванове поставили эпизод из "Турандот", которая шла на сцене Рабочей оперы, и записали арию, рассказывающую о детище Федора Цабеля. Исполнил ее баритон Александр Коренков - ученик Павла Лисициана, который был партнером Шумской по сцене.

На финише велосипедистов ждала зона отдыха, где можно было перекусить и обсудить интеллектуальные впечатления.