Поделиться

Увеличить турпоток в регионы Урала поможет брендинг сельских территорий

Уральское полпредство обнародовало цифры, характеризующие турпоток в регионы федерального округа в первые пять месяцев 2024 года. Первое место в этом рейтинге ожидаемо заняла Свердловская область, далее идет Тюменская (при этом разрыв между лидерами серьезный - почти в два раза). Все субъекты УрФО суммарно привлекли 1,94 миллиона человек, что на два процента выше уровня аналогичного периода 2023 года и на 20 процентов - 2022-го.

Эксперты отмечают, что на Среднем и Южном Урале быстрыми темпами развиваются глэмпинги, водные сплавы с ночевкой в комфортных кемпингах, пеший и горный туризм по оборудованным тропам. Курган славится своей охотой и рыбалкой. Северяне приглашают на программы этнотуризма с погружением в быт коренных народов. Тюмень в последние годы "выстрелила" с велнес-продуктами, особое место среди которых занимают термальные источники.

Отметим, что сейчас по территории регионов Большого Урала проходят четыре туристических маршрута, утвержденных Минэкономразвития РФ: "Демидовский", "Императорский", "К нам прилетают даже метеориты" и "В Сибирь по своей воле". Название последнего, придуманного в Тюменской области, помнится, поначалу вызвало недоумение: века назад в таежный край ссылали неугодных, так стоит ли привлекать внимание к негативному в прошлом восприятию Сибири да еще и строить на этом рекламную кампанию? Однако слоган прижился, стал узнаваемым. За ним появился и уже закрепился новый: "Холодные снаружи, горячие внутри" - это про самих сибиряков.

С 2022 года департамент инвестполитики и государственной поддержки предпринимательства и Торгово-промышленная палата развивают в Тюменской области новую программу, посвященную именно брендингу, направленному на развитие туризма, повышение инвестиционной привлекательности деревень, поселков, малых городов. Креативщики планировали за год подготовить к выходу на рынок пять-шесть брендов в сферах индустрии гостеприимства, выпуска продукции, формирующей имидж территории. Однако только к середине 2024-го в Тюмени представили три первых брендбука для Ялуторовска, Уватского и Ярковского районов.

В защите проектов участвовали главы муниципалитетов. В философию каждого "символа развития" были положены мнения и идеи жителей - их собирали и осмысляли эксперты ТПП вместе с предпринимателями и дизайнерами. В итоге Ялуторовск получил бренд "Мастерская Сибири" (от продвижения с помощью гигантского блина на Масленицу ялуторовчане наконец отошли и вспомнили, что район славился мельницами и умелыми мельниками), Ярковский район представил "Землю вольных сибирцев - Ярковье" (даже с каторжников тут снимали кандалы).

Уват, самый северный муниципалитет Тюменской области, граничащий с Югрой, решил опереться на уникальную природу. Идею сформулировали так: "Тайга впечатлений, приключений и открытий".

- Местные жители считают тайгу главной ценностью. По сути, это огромный непознанный мир, обещающий приключения и открытия, с чем связан и основной слоган "Дикость, которая не пугает". Мы осознаем, что бренд не просто картинка, а идея, объединяющая людей, повышающая уровень доверия и узнаваемость территории, - рассказал глава Уватского района Вячеслав Елизаров.

Для популяризации и внедрения бренда в Увате запланирован цикл мероприятий: конкурсы рисунков в школах, лекции об истории района, разработка первых официальных турмаршрутов и квестов. Кстати, сельский бизнес в сообществе с мастерами уже выпустил первые партии фирменной одежды и сувениров с логотипами бренда - кедром, медведем, соболем и осетром. Готовится регистрация товарного знака.

- На встречах с жителями часто слышу фразу: сделайте так, чтобы молодежь не уезжала. Решить эту проблему мы сможем, давая людям смысл жизни на своей территории. Бренды в этом случае не только яркие фразы и картинки. Теперь важно работать с образами дальше, продвигать их. Причем как вовне, привлекая инвесторов, так и внутрь, чтобы местные знали и еще больше любили малую родину, а предприниматели развивали сервис, - говорит тюменский губернатор Александр Моор.

Прямая речь

Владимир Якушев, полпред президента РФ в УрФО:

- Реализация туристического потенциала Уральского федерального округа - одно из важнейших направлений работы региональных органов власти. Это стимул для строительства инфраструктуры и развития бизнеса, повышение узнаваемости территорий и приток инвестиций, а также новые международные и межрегиональные проекты. Усилия сосредоточены на самых разных видах туризма: культурно-познавательном, событийном, активном, религиозном, промышленном и других. Работа будет продолжена. Задача - сделать так, чтобы Урал и Западная Сибирь стали обязательной точкой маршрута для туристов со всей России и из других стран.