Заинтересованность партнеров в новом транспортном коридоре высокая: по данным российской ассоциации экспортеров и импортеров, из-за конфликта в Красном море 75 процентов международного транзита пошло в обход Африки, через мыс Доброй Надежды, что увеличивает путь в Европу на 10-15 дней.
Удобен арктический маршрут и отечественным грузоотправителям, ведь доставка через Новороссийск выливается в нынешних условиях в 60-70 дней, через порты Дальнего Востока - в 30-35. Кроме того, его можно использовать для внутреннего грузооборота, в частности, северного завоза: в этом году запланировано три субсидируемых каботажных рейса, первый стартовал 14 июля, следующие - 1 и 13 августа.
Северный морской путь (СМП) - кратчайший транспортный коридор между европейской частью России и Дальним Востоком, он пролегает в территориальных водах и исключительной экономической зоне РФ. В 2023 году по нему перевезли 36 миллионов тонн грузов, в том числе 2,1 миллиона транзитом. Уже в 2024-м оборот должен вырасти до 80-90 миллионов. Такой динамике способствует не только эскалация на Ближнем Востоке и ограниченная пропускная способность Восточного полигона РЖД, но и увеличение торговли с Восточной и Юго-Восточной Азией, налаживание поставок морем в Латинскую Америку, Африку.
- Не секрет, что уже сейчас мы испытываем проблемы с отгрузкой по основным экспортным маршрутам. И геополитика, и, в большей степени, рост экономики заставляют присматриваться к новым направлениям, - отмечает Николай Тушин, президент Уральской логистической ассоциации.
Первая концепция развития СМП была принята еще 11 лет назад, в 2019-м состоялся экспериментальный рейс. После начала СВО правительство актуализировало план, теперь он включает 155 мероприятий, направленных на увеличение грузовой базы, флота, модернизацию инфраструктуры.
Чем чаще Севморпуть рассматривают как опорный элемент "грузового каркаса" России, тем чаще встает вопрос о создании новых выходов с материка в северные порты (прежде всего речь идет об уральском и сибирском секторах Арктики). Это позволит немного выдохнуть Транссибу и удешевить доставку.
Попытки организовать регулярное сообщение между крайней географической точкой Ямало-Ненецкого автономного округа и более южными территориями УрФО предпринимались уже не раз. Достаточно вспомнить проект "Урал промышленный - Урал Полярный", активно продвигаемый в 2008-2009 годах. Из информационной повестки он ушел, поскольку расчеты показали: одной рудной грузовой базы недостаточно, чтобы обеспечить окупаемость железной дороги. Основным интересантом тогда выступали челябинские металлурги, а Екатеринбург воспринимали как транзитный узел.
К сегодняшнему дню картина поменялась: в столице Урала развивается "сухой порт", подразумевающий перегрузку контейнеров с железнодорожных платформ на автомобили (тут в плюс сработает строительство скоростной автотрассы М-12 Москва-Казань-Екатеринбург, которая будет продлеваться дальше, до Тюмени, а затем и до Новосибирска). Сдана первая очередь логистического центра "Уральский" на станции Аппаратной рядом с ЕКАД, в 2027-м или 2028-м введут в эксплуатацию логистический центр "Екатеринбург" в Сидельниково - мощности обработки транспортно-складского узла вырастут с нынешних 53 миллионов тонн в год до 80.
Прямой выход к Северному Ледовитому океану уральские промышленники могут получить с помощью однопутной железнодорожной ветки общего пользования Екатеринбург-Ивдель-Полуночное-Обская. Дальше идет газпромовский участок Обская-Бованенково-Карская, он построен в 2011 году для снабжения Бованенковского и Харасавэйского месторождений. Когда-то от него хотели сделать 170-километровое ответвление к порту Сабетта, но отложили проект до строительства Северного широтного хода, который должен соединить рельсами запад и восток ЯНАО. Если линию Бованенково-Сабетта все-таки завершат, грузовая база транспортного коридора Екатеринбург-Ямал составит около 32 миллионов тонн в год.
Второй вариант: расконсервировать участок Ягельная-Ямбург длиной 231 километр на линии Екатеринбург-Тюмень-Сургут-Коротчаево. Сегодня он находится на балансе одной из "дочек" Газпрома, поезда там не ходят с 2015 года, но возможность проехать на дрезине есть, то есть при определенных усилиях путь можно приспособить к грузовому движению. Прогнозная мощность ветки - 9 миллионов тонн в год, правда, чтобы коридор заработал в полную силу, нужно будет еще углубить дно в порту Ямбург. Пока он мельче, чем Сабетта, что не позволяет принимать большие суда.
- Считается, что эти проекты конкурируют между собой. Я думаю, оба имеют право на существование. Суммарный объем перевозок из УрФО по Севморпути может составить от 17 до 32 миллионов тонн в год, это серьезная цифра, - рассуждает Алексей Гребенкин, замначальника Свердловской магистрали по взаимодействию с органами власти.
По его словам, успеху "сухого порта" в Екатеринбурге способствует еще один проект, Среднеуральский широтный ход, создание которого предусмотрено генеральной схемой развития РЖД до 2036 года. Он пройдет от станции Татарской в Новосибирской области до Екатеринбурга через разъезд Большесельский под Тобольском, на протяжении 1700 километров фактически будет дублировать Транссиб, чем поможет разгрузить его и увеличить поток между Тюменью и Екатеринбургом. По предварительным оценкам, грузооборот здесь может составить 30 миллионов тонн в год, что интересно промышленникам не только Уральского, но и Сибирского, Приволжского федеральных округов.
Главный вопрос, который задает бизнес: сколько месяцев в году будет длиться навигация по СМП? Пока рейсы в основном ставят с июля по октябрь, в это время можно пройти по воде на кораблях низкого ледового или даже безледового классов. Вместе с тем есть примеры, когда в районе Чукотки судоходство продолжалось и в декабре. Круглогодичными маршруты станут, когда увеличится количество ледоколов. Сегодня в акватории используется семь атомоходов и несколько дизель-генераторных, четыре строятся, еще один проектируется. Кроме того, на Петербургском экономическом форуме в июне Росатом как инфраструктурный оператор Севморпути и NewNew Shipping Line подписали соглашение о создании совместного предприятия, которое спроектирует и произведет до пяти контейнеровозов высокого ледового класса.
Чтобы быстрее интегрировать "сухой порт" в планы, связанные с СМП, эксперты предлагают разработать стратегию развития екатеринбургского логистического узла, создать управляющую компанию. Следующий шаг - формирование программы строительства ключевых объектов инфраструктуры и опережающая подготовка кадров, перечисляет Николай Пегин, гендиректор компании "Атом-ТОР". Только минерально-сырьевые запасы в районе транспортного коридора Екатеринбург-Ямал составляют 147 триллионов тонн природного газа, 23 миллиарда тонн конденсата и миллиард тонн бурого и каменного угля, кроме того, дополнительную грузовую базу обеспечат потребительские товары местного производства.
- Цель "сухого порта" - стать универсальным, это подразумевает не только железнодорожные и автомобильные перевозки, но и речные, выход на морские линии, что позволит Екатеринбургу занять свою нишу в мировых логистических цепочках, - подчеркивает Пегин.