Чем объясняется рост потребительских настроений?
Павел Разов: Я думаю, в первую очередь это показатель успешной деятельности правительства, а именно: стабилизация экономической и финансовой сфер в ходе преодоления санкционного давления; успешная политика поддержки различных экономических направлений и бизнеса, льготные кредиты (кредитование на реализацию новых проектов по льготной ставке до 3 процентов годовых, размер такого кредита может составить от 5 млн до 5 млрд рублей на реализацию проектов и от 500 млн до 10 млрд рублей на выполнение программ); легализация параллельного импорта; субсидии бизнесу на трудоустройство безработных и молодежи; поддержка молодых предпринимателей, предоставление грантов на создание или развитие своих проектов, которые можно получить в возрасте от 14 до 25 лет включительно. Все это и объясняет рост личного благосостояния и перспективы его роста в будущем, благоприятности как совершения как крупных покупок, так и сбережений.
По данным "Сбериндекса", потребительские расходы россиян достигли шестилетнего максимума. В реальном денежном выражении они превысили прошлогодние на 8,8 процента. Самый значительный рост показали расходы на непродовольственные товары, увеличившись в марте на 14,3 процента, самый слабый - траты на услуги и общепит, поднявшись лишь на 2,8 и 2,9 процента соответственно. Как вы прокомментируете эту статистику?
Павел Разов: Это положительная тенденция. Есть прямое соотношение потребительских расходов населения. Как только происходит стабилизация и прогнозируемость финансовых процессов (а именно повышение доли наемных работников, увеличение заработной платы), увеличивается финансовая поддержка государством различных групп населения, так сразу начинают расти расходы на непродовольственные товары. Это и понятно: население имеет возможность вложить деньги не только в продовольственные товары. Однако есть и другая тенденция. Она касается инфляционных процессов. Инфляция, по официальным данным, в 2023 году у нас составляла 12 процентов, по разным оценкам специалистов, она в реальности гораздо больше. Из-за этого происходит падение реальных доходов населения, что приводит к неким опасениям перед будущим, и люди вкладывают деньги в непродовольственные товары, чтобы подготовиться к различного рода рискам. Это обязательно необходимо учитывать, анализируя такого рода статистику.
Как на потребительские настроения влияет инфляция? Когда люди боятся, что деньги потеряют стоимость, они их тратят быстрее?
Павел Разов: Механизм влияния инфляции на потребительское настроение очень простой. Потребительская активность будет расти вместе с инфляцией на фоне повышения реальных зарплат и уверенности населения в будущих трудовых доходах. Однако инфляция оказывает и психологическое воздействие на потребительские настроения населения. Люди действительно опасаются, что деньги потеряют реальную стоимость, и стараются вкладывать их в непродовольственные товары, чтобы как-то защитить.
В 2023 году было создано 1 млн 200 тыс. новых малых предприятий. Выросло и число молодых предпринимателей. Как свидетельствует индекс RSBI (рассчитывается Промстройбанком, "ОПОРОЙ России" и Magram Market Research путем опроса 1,8 тыс. компаний), по итогам марта 2024 года деловая активность МСП достигла 57,7 пункта, обновив исторический максимум. Насколько рост потребления товаров и услуг связан с ростом деловой активности МСП?
Павел Разов: Активность малых и средних предприятий - один из показателей развитой экономики, так как сектор МСП обеспечивает существенный вклад в ВВП и отчисления налогов государству, создает дополнительные рабочие места, стимулирует внедрение инновационных процессов и рост производительности труда. Исходя из приведенной вами статистики, число граждан, участвующих в секторе МСП, увеличивается, и, значит, прямо пропорционально растет потребление товаров и услуг. Потому что деловая активность МСП предоставляет разнообразные возможности на рынке потребления.
Какой вклад в повышение потребительской активности внесли ненаблюдаемые, в том числе теневые, доходы?
Павел Разов: К сожалению, до сих пор существуют теневая экономика и теневые доходы, которые являются угрозой для экономической безопасности нашего государства. Они наносят серьезный ущерб в плане налоговых потерь государственному бюджету, ведут к росту экономической преступности, криминализации общества, деградации трудовых ресурсов, снижению социальной защищенности работников. По разным оценкам, выросла потребительская активность в сфере парикмахерских, косметологических, маникюрных услуг с оплатой в обход кассы. Высокую востребованность демонстрировали услуги автосервиса, медицинские услуги (массаж, лечение и др.), услуги по ремонту квартир, сантехники. Однако нельзя сказать, что это существенно влияет на повышение потребительской активности населения. Судя по статистике за последние десять лет, теневой сегмент экономики серьезно снижается и не носит явный характер. Результаты различных мониторингов показывают, что по отдельным видам работ или услуг, предоставляемых неофициально, отмечается явное снижение их потребления населением.
Тренд последних трех лет - снижение безработицы. Она достигла исторического минимума - 2,5 процента - на фоне возросшего спроса на труд. Сейчас легко найти работу и пожилым, и молодым людям. Все более ощутим дефицит кадров. Люди не боятся потерять работу и, возможно, поэтому склонны не экономить, а тратить?
Павел Разов: Полностью соглашусь с этим утверждением. За последние два года число официально зарегистрированных незанятых россиян сократилось более чем в три раза и сейчас составляет около 540 тыс. При этом всего в стране насчитывается примерно 2,7 млн безработных граждан, или 3,6 процента трудоспособного населения, что стало минимальным уровнем за всю историю наблюдений. Гарантированные рабочие места еще и обеспечиваются достойной заработной платой, социальными выплатами и материальной поддержкой. Все это позволяет населению увеличивать потребительскую активность, да и рынок товаров и услуг предоставляет такую возможность.
Как сообщил Росстат, в первом квартале 2024 года реальные располагаемые доходы россиян выросли на 5,8 процента к уровню годовой давности. В стране также увеличились реальные зарплаты и пенсии, появились новые и были проиндексированы уже существующие выплаты. Можно ли утверждать, что между ростом доходов и ростом потребления существует прямая зависимость, или все не так просто?
Павел Разов: Положительная, или прямая, зависимость означает, что две переменные - в данном случае потребление и доход - изменяются в одном и том же направлении. Увеличение потребления связано с приростом дохода; наоборот, уменьшение потребления связано с сокращением дохода. Но это в теории, в жизни не все так просто. Конечно же, на эту зависимость влияет инфляция, и вот, кажется, и доходы выросли, но и цены на все подскочили, и, как следствие, расходы увеличились. С другой стороны, развитие и наполнение рынка товаров и услуг формирует уровень запросов у населения. При стабильном доходе уже можно многое себе позволить. Но в любом случае потребительская активность населения - показатель повышения уровня жизни, а это уже реальные результаты социально-экономической политики государства. Есть что купить, а самое главное, на что купить.
Минэкономразвития сообщает об ускорении роста суммарного оборота розничной торговли, общепита и платных услуг. Это тоже индикатор возросшего потребления?
Павел Разов: Конечно, по оценкам минэкономразвития, реальные денежные доходы (с учетом инфляции) населения в третьем квартале в годовом выражении выросли на 4,9 процента, а реальные располагаемые доходы (за вычетом обязательных платежей) увеличились на 5,1 процента. Все это говорит о том, что у населения возрастают потребительские возможности, чем оно и пользуется.
Вопреки опасениям, санкции и уход из России иностранных компаний не создали дефицит потребительских товаров. Их выбор сузился, но дефицита, кроме автомобилей, нет. Насколько существенно это влияет на потребительские настроения?
Павел Разов: Я думаю, что уход иностранных компаний был направлен не только на создание дефицита потребительских товаров, но и на формирование социального взрыва. Однако население в большинстве своем равнодушно отнеслось к тому, что известные бренды ушли с российского рынка. По актуальным данным Superjob, около 49 процентов россиян готовы полностью или частично отказаться от покупки продукции уходящих с российского рынка компаний. В основном подобную готовность выражает аудитория старше 40 лет (более 50 процентов), так же категорически настроена треть российской молодежи (18-34 лет). Потребительский рынок стабилизировался, появились альтернативные возможности, да и параллельный импорт сделал свое дело. Поэтому в основном потребительские настроения не изменились, население увидело, что уход известных иностранных компаний никак не сказался на их уровне жизни и качестве потребления и в целом ассортимент товаров на полках магазинов за последние время мало изменился.
Как на потребительскую активность влияет сезонность?
Павел Разов: Существенно влияет. Это зависит от многого, прежде всего от времени года, территории и т.д. Спектр настолько широк, что об этом можно говорить много и долго. Например, в такой сфере, как туризм, сезонность заметна особенно сильно. Соответственно, лето - это море, пляжи; зима - это снег, горы, лыжи; осень и весна - это различные турпоездки, начиная от Золотого кольца России до других интересных и значимых мест. И основные направления сменяют друг друга в течение года. Соответственно, потребительская активность в зависимости от этого сильно растет. Другое направление - ресторанный бизнес. Сезонность и сезонные продукты в ресторанах всегда в большой моде. Современные подходы к кухне требуют готовить из местных продуктов и в то время, когда они появляются в природе. Поэтому рестораны, где бы они ни находились, работают с сезонным меню, привлекая покупателей его разнообразием. Дальше по этой же схеме можно рассказать и о ретейлах (продукты в гастрономах и супермаркетах) и т.д.
Когда можно будет сказать, что рост потребления достиг своего пика, дальше возможна только стабилизация или спад?
Павел Разов: Этот процесс нестабилен и всегда зависит от ряда факторов: состояния экономики, инфляции, состояния рынка труда, роста или снижения доходов населения и т.д. Поэтому сказать, что рост потребления достиг своего пика, нельзя - это все ситуативно. Сегодня пик, завтра стабилизация, а послезавтра спад. Надо же еще учитывать и внешние факторы. Вот, например, санкционная политика недружественных стран существенно повлияла на социально-экономическую ситуацию в нашей стране, но правительство эффективно отреагировало на этот вызов и не допустило негативных последствий. В целом же потребительская активность населения всегда была нестабильным показателем, который реагирует на все изменения, происходящие в обществе.
Павел Разов - доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Финансового университета при правительстве Российской Федерации, член российского общества социологов. Постоянно работает в тесном контакте с органами государственной законодательной и исполнительной власти. Сфера интересов: социология семьи, социология рисков, социология труда и профессиональной мобильности. Автор более 100 учебно-методических и научных работ, учебников и учебных пособий по социологии.