Скажу сразу: по окончании плавания мне подарили бутылку молока, пролежавшую более 80 лет на затонувшем корабле. Только при мне было поднято шесть таких бутылок. Что в них содержится именно молочный продукт, понятно сразу. За долгие годы оно не превратилось в нечто бесформенное. Ладожские воды сыграли роль холодильника-консерванта. А вот в каком виде и какие микробы смогли выжить и размножиться в таких условиях - узнаем по результатам анализов. Молоко я передала в лабораторию.
Чтоб каждый раз не искать затонувшее судно заново, дайверы ориентировались на специальную отметку на водной глади. На дно погружались Сергей Куликов, руководитель экспедиции, и Андрей Петров. Через 20 минут с первой находкой появляется Андрей Петров. В руке - финский военный противогаз. Снова уходит под воду - поднимается с бутылкой молока. Еще одну достает Сергей Куликов. А всего в тот день было найдено множество предметов: лыжная палка финского снайпера, обувь, металлическая пуговица с якорем и надписью Helsinki, ведро, вешалка, остатки от осветительной лампы. Улов сочли удачным.
Возможно, эти предметы пополнят коллекцию Валаамского монастыря. Несколько ранее найденных артефактов уже там находятся. Среди них - 300-килограммовый якорь и бронзовый крест-навершие мачты. Крест необычный, в нижней его части - шар с отверстиями. Выяснилось, что отверстия - для закрепления тросиков с флажками, которые укрепляются на кораблях по праздничным дням. Но чтобы это доказать, долго искали в архивах фото корабля с навершием. Нашли.
Судно Walamon luostari построено в Швеции в 1860-х годах. Несколько раз меняло хозяев. Предпоследним стал Валаамский монастырь. Перед Зимней войной судно было реквизировано в пользу военных. Во время налета советской авиации 22 января 1940 года пострадало и затонуло.