Просторные залы Корпуса Бенуа не узнать. Архитектор Анна Ильина разделила их цементно-стружечными перегородками серого цвета на совсем небольшие пространства. Едва ли не каждый экспонат получил свою ячейку - "бит". Это серверный шкаф, где вся информация хранится одновременно, поэтому в аванзале зрителя встречают сразу фотография колокола, шедевр Айвазовского "Девятый вал" и скрученный в лихую спираль смартфон. Если присмотреться - это Башня Татлина, так и не воздвигнутый памятник III Коммунистического интернационала. Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин назвали свой арт-объект 3G International - и современная молодежь увидит в ней что-то уже совсем иное.
"Весть" - это древнее слово, оно сцепляет века, - отмечает директор Русского музея Алла Манилова. - Само по себе понятие "вести" чрезвычайно объемно - с одной стороны, оно объединяет полный комплекс, полный свод всех понятий, связанных с производством информации, ее передачей, распространением и восприятием обществом и человеком и тем, как информация влияет и на повседневную жизнь, и на большую историю. С другой стороны, весть - это всегда метафора".
Пространство выставки организовано тематически вокруг средств передачи информации: "Письмо", "Газета", "Радио", "Телефон", "Письмена - коды - шифры", "Слухи, сплетни, дезинформация". Но экспонаты размещены в пространстве таким образом, что их соседство друг с другом многократно умножает смыслы. Три иконы "Благовещение", самая древняя из которых была написана в XVI веке, а самая новая - уже в ХХ, предваряют вход в залы с основной темой "Вести из космоса". Здесь представлено современное искусство: инсталляции, мультимедиа, синтез.
Работа молодого художника Александра Козлова называется "Внутренняя симфония". Она выполнена в технике mixed media: с помощью 3D-технологий он соединил отсканированную голову скульптуры, сделанной специально для проекта, и объемную модель системы сосудов головного мозга, выполненную по заказу Центра онкологии имени Петрова. В определенном смысле "Внутренняя симфония" - это продолжение традиций творчества русского художника Павла Челищева, который работал в 1930-х годах и изобрел свой стиль рентгеноживопись. Работа Козлова оказывается вписана в историю искусства "технически". Но его размышление затрагивает и тему вечной проблемы самоидентификации человека.
"Сосуды как бы имитируют потоки информации, это нейроны - и нейросети, - поясняет художник свой замысел. - Когда технологии очень быстро идут вперед и надо успевать их осваивать, важно не потерять себя в мире big data, остаться самим собой".
Очень органично в ткань выставки вплетены произведения в жанре соцреализма, в основном они размещены в разделе "Послание как ритуал". Картина Александра Лактионова "Письмо с фронта", известная каждому советскому школьнику, сегодня вписана в новый контекст. Но здесь же и знаменитое репинское полотно "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Специально для выставки "Весть" его разрешили экспонировать без рамы, что сделало изображенные фигуры более яркими, объемными и позволило сосредоточиться на том, что герои картины пишут именно "послание" - оскорбительное, с желанием вызвать на бой.
Тема "Газета", столь милая сердцу журналиста, развернута самым широким образом. Здесь и листок самой первой отечественной газеты "Санкт-Петербургские ведомости", и картина Ореста Кипренского "Читатели газет в Неаполе", и специально для выставки созданный арт-объект Андрея Бартенева "Вести разносим вместе", и "Костюм журналиста" от модельера Татьяны Парфеновой.
Всего на выставке более 300 работ из музейных и частных коллекций. Часть созданных специально для нее произведений, возможно, пополнит фонды Русского музея. Как сказал "РГ" главный эксперт по творческим стратегиям музея и автор идеи выставки Александр Боровский, "это предмет будущих переговоров".
Выставка продлится до 2 декабря.