01.08.2024 13:35
Поделиться

Психолог Станислав Твердохлеб: Как еще в детстве разглядеть будущих бизнесменов

Каждый человек имеет возможность стать предпринимателем, но не у всех получается. Изучив взаимосвязь особенностей характера с выбором жизненного пути, можно управлять процессом взращивания предпринимательского класса, считает бизнес-психолог Станислав Твердохлеб, директор челябинского Центра развития промышленных инноваций.
Компания Артема Баталова выпускает кожаные изделия, в числе которых спортивные награды, например, пояса чемпионов по боксу. Министра инвестиций и развития Свердловской области Вадима Третьякова (справа) производство впечатлило.
Компания Артема Баталова выпускает кожаные изделия, в числе которых спортивные награды, например, пояса чемпионов по боксу. Министра инвестиций и развития Свердловской области Вадима Третьякова (справа) производство впечатлило. / Татьяна Андреева/РГ

Насколько развито предпринимательство в России в сравнении с другими странами?

Станислав Твердохлеб: Вовлеченности в эту среду в США - около 10 процентов взрослого населения, в Европе - от 5 до 15. В России, согласно данным за 2021 год, шесть процентов. Этот показатель обусловлен характером бизнес-процессов, привлечением инвестиций, состоянием рынков сбыта. Но нельзя недооценивать и гуманитарные факторы. В этом плане предпринимательство стоит на трех китах. Первый - уровень доверия в обществе. Когда он высок, проще решаются вопросы, связанные с поддержкой проектов, кредитованием, партнерством. По сути, это ускоритель бизнес-процессов, на Западе эту категорию даже рассматривают как социально-экономический показатель. Вторая опора бизнеса - социально активное население, и это мы видим сейчас по подъему волонтерского движения в стране. Чтобы мобилизовать эту часть общества, государство развивает карьерные лифты, старается выявить активистов, дать показать себя. У этой тактики отложенный эффект, впоследствии она будет способствовать приобщению молодых людей к бизнесу. И третья опора - психология самих потенциальных предпринимателей: в отличие от двух предыдущих, она формируется с младых ногтей.

То есть бизнесменами не становятся, а рождаются?

Станислав Твердохлеб: Любой психотип - это набор стратегий, с помощью которых человек взаимодействует с миром. И среди них есть такие, которые мешают стать предпринимателем, и такие, которые этому сильно способствуют. Наш мозг уже при рождении выбирает сценарии выживания, их всего три: бей, беги и замри. Бей - это агрессивное поведение, и его носители чаще становятся бизнесменами, силовиками, спортсменами, военными. Те же, кто склонен "замирать", исповедуют жертвенный стиль. Им удобнее винить в неудачах других. Они чаще пассивны, избегают ответственности, предпочитая просто ждать, когда станет лучше.

Своих детей мы чаще воспитываем на чувствах стыда и вины. А это подрезает крылья и несовместимо с будущим предпринимательством

На эти группы по-разному воздействуют одни и те же обстоятельства, даже картинки из интернета окажут противоположный эффект. Фото с яхтами и дорогими автомобилями первому типу добавят адреналина - человек воспримет их как вызов и постарается реализовать свою хрустальную мечту. "Жертвы" же будут терзаться тем, что всего этого им никогда не добиться, ведь нет ни богатых родителей, ни влиятельных знакомых.

И поэтому предпринимательство не для них?

Станислав Твердохлеб: Хочу быть правильно понятым: это не приговор, а всего лишь стартовые возможности человека. Есть много факторов, которые усиливают эти черты или ослабляют. К примеру, желание доказать что-то родителям, знакомым, себе, всему миру служит серьезным стимулом, подталкивающим к предпринимательству. В советские годы такие люди становились стахановцами, партийными и комсомольскими вожаками.

Считается, что более предрасположены к предпринимательству бывшие троечники.

Станислав Твердохлеб: Могу подтвердить на примере своего класса: максимум, чего добились отличники, - должность специалиста кредитного отдела банка, а троечники взлетели выше. Именно потому, что ежедневно придумывали новые способы взаимодействия с миром. Учиться не очень-то хотелось, поэтому изобретали, что сказать учителю, как спрятать шпаргалку, прогулять урок и не быть наказанным. Эта привычка к нестандартному поведению помогла в дальнейшем. В бизнесе, как известно, преимущество у тех, кто не ходит проторенными тропами, кто быстро адаптируется и готов к любым неожиданностям.

То есть школа не способствует активному росту предпринимательской прослойки?

Станислав Твердохлеб: Синдром отличника, который культивируют в ней, порождает боязнь ошибок и нерешительность. Разбирая поведение людей, которые приходят на занятия и семинары в центр "Мой бизнес", я наблюдал такие типажи. Посещают лекцию за лекцией, так и не решаясь сделать первый практический шаг. Это чревато тем, что он никогда так и не будет сделан. Если перефразировать слова мудреца, то чем больше знаний получаем, тем яснее осознаем, что ничего не знаем. Знания растут, и ощущение неподготовленности тоже. Осознанный выход только один: перебороть себя и сделать наконец первый шаг.

Что стоило бы изменить в системе школьного образования, чтобы выращивать деловых людей?

Станислав Твердохлеб: Надо поощрять не зубрежку, а самостоятельный поиск ответов на вопросы. Не подавлять инициативу, а вырабатывать желание соучаствовать в учебном процессе. Поэтому, когда мы отдавали дочь в первый класс, выбирали не учебное заведение, а учителя, который сумеет привить самостоятельность. Да, сейчас в среднем звене начинают внедрять проектную деятельность, но пока это не привело к тектоническим сдвигам. Это в вузе уже скажут: ищите нетривиальные идеи, но школьные привычки трудно изменить.

"Хромосомный ряд" предпринимательского гена в России тот же, что во всем мире, или есть отличия?

Станислав Твердохлеб: Своих детей мы чаще воспитываем на чувствах стыда и вины. А это на самом деле подрезает крылья и несовместимо с будущим предпринимательством. Нужно, наоборот, поддерживать ребенка - конечно, если дом в результате его активности не совсем сгорел. То есть поощрять, но направлять.

Главным признаком психологической готовности к развитию своего дела я бы назвал способность рисковать и не бояться ошибок. Уже выведена формула: успешный человек совершает больше неуспешных действий, чем его противоположность - попыток.

А с чем связана различная бизнес-активность территорий?

Станислав Твердохлеб: Их предрасположенность к развитию предпринимательства я связываю с уровнем амбиций. Если взять всех жителей - чиновников, бизнесменов, интеллигенцию, наемных работников - и суммировать их личные амбиции, то "средняя температура по больнице" и покажет, насколько муниципалитет ментально устремлен в будущее.

Несколько десятков лет назад Челябинск и Свердловск соперничали друг с другом. Мы называли себя столицей Южного, свердловчане - всего Большого Урала. Тогда наши амбиции отличались, но не сильно. Однако впоследствии разрыв углубился: в Екатеринбурге уже реализуется коммерческая идея, а у нас только присматриваются, спорят, нужны ли небоскребы, или без них тоже ничего. Я долгие годы думал, почему же отстаем? А теперь вижу, что город нагоняет. Многое зависит от лидеров с амбициями: пришла команда с другими жизненными установками. Но, безусловно, оказывают влияние на общий настрой и возможности бюджета. Понятно, что у Москвы или Петербурга амбиции иные. Вот и регионам, чтобы усилить свои позиции, нужно искать возможности для роста. В числе инструментов - умение работать с активным населением.

Как бы охарактеризовали амбиции других городов УрФО?

Станислав Твердохлеб: У Кургана их меньше: все же регион больше сельскохозяйственный - это тоже драйвер, но не настолько мощный, как металлургия и машиностроение. У Тюмени же появились повышенные ожидания, когда сложилась "тюменская матрешка", город стал центром нефтегазового кластера. Добывающие компании разместили здесь свои офисы и начали тратить деньги, хотя раньше этот город был в довольно спокойном, равновесном состоянии.

Людей с амбициями притягивают города с большими возможностями. Где провинции брать ресурсы, чтобы поддерживать планку?

Станислав Твердохлеб: Недавно еще в Челябинске гордились самым дешевым жильем, но при этом не могли вырваться из замкнутого круга. Те, кому становилось здесь тесно, ехали в Екатеринбург, Краснодар, Сочи, Москву. На их взгляд, областной центр не развивался, не давал простора для самореализации. Место уехавших занимали жители малых городов и деревень, накопившие на первую недорогую квартиру в Челябинске. Так происходило вымывание населения с большими ожиданиями. Теперь же квадратный метр у нас по цене почти сравнялся с Екатеринбургом. Строители начали соперничать, у кого удобнее и красивее жилой комплекс. В ближайшее время будем пожинать плоды, потому что многие поверили: отлично обустроиться можно и здесь. Кого-то такая трансформация точно остановит от переезда.

Как с набережной у "Мегаполиса": прежде берега просто одевали в гранит, а теперь бизнес создал огромное гастрономическое пространство, ставшее неким эталоном, и это показывает, насколько эффективно можно тратить деньги. Очевидно направление: нужно скорректировать миграционные потоки, делать ставку на вузы, кампус. Это первая линия наступления, а не обороны, которая собирает интеллектуальные силы. Но потом с молодежью надо работать, чтобы все студенческие активности были нацелены на наши предприятия, молодые люди соотносили свои интересы с регионом.

Но будет ли расти при этом предпринимательский слой?

Станислав Твердохлеб: Из-за того, что не хватает персонала, специалистов, открываются рыночные разрывы, через которые можно устремиться в самостоятельное плавание. Новые технологии тоже повышают перспективы. У интровертов прежде было меньше шансов открыть свое дело, а теперь они могут найти себя в ИT-сфере. Можно порадоваться тому, что придуман такой формат, как самозанятость. Это песочница, из которой можно перейти на другой уровень - вырасти в ИП, ООО. Стимулирует развитие среды и рост бизнес-клубов, специализированных площадок. Человек может прийти туда, постоять в сторонке, послушать и что-то понять для себя. Это как воронка: чем больше людей туда попадает, тем больше выходит готовых начать бизнес.