Художник Илья Репин родился 5 августа 1844 года в Чугуеве. Это небольшой город неподалеку от Харькова, в котором разместили военное поселение. Забегая вперед, скажем, что свою малую родину художник всегда хранил в сердце и в ней продолжал черпать вдохновение, даже живя в столицах.
Семья была бедной. У Ильи были еще сестра Устя и три брата. Отец Ефим Васильевич продавал лошадей. Когда его забрали в Чугуевский уланский полк, мать художника Татьяна Бочарова открыла школу для крестьян, где они учились чистописанию, арифметике и, конечно, Закону Божиему.
Репин на всю жизнь запомнил, как впервые домой принес краски его двоюродный брат Трофим. "Но вот было чудо, когда срезанную половину второго арбузика Трофим раскрасил красной краской живо и сочно, что нам захотелось даже есть арбуз; и когда красная краска высохла, он тонкой кисточкой сделал по красной мякоти кое-где черные семечки, - чудо! чудо!" - вспоминал Репин.
Зато после этого Илья начал сам раскрашивать писанки - яичные скорлупки, которые потом продавал. Брали их за полтора рубля. Родители заметили художественные способности Ильи и отдали его в местный топографический корпус. Репину тогда было всего 11. Учеба продлилась два года, но школу закрыли. Оставалось идти подмастерьем в иконописную мастерскую. Репин попал к талантливому мастеру Ивану Бунакову, что, вероятно, тоже определило его судьбу.
В 16 лет Илья уехал с кочевой артелью иконописцев. Заработанного хватило, чтобы учиться в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Правда, с первого раза Репина в академию не приняли. "Ну, вам еще далеко до Академии художеств. Идите в рисовальную школу: у вас ни тушевки, ни рисунка нет еще, - идите, идите", - заявил художнику конференц-секретарь Федор Львов.
Вторая попытка была более удачной. Сначала Репин был слушателем подготовительной вечерней школы, а потом вновь держал экзамен в академию.
Учеба длилась ни много ни мало восемь лет, за которые Репин познакомился со многими знаковыми художниками своего времени - Иваном Крамским, которого всегда называл учителем, Василием Поленовым и критиком Василием Стасовым, с которым дружил всю жизнь.
За дипломную работу "Воскрешение дочери Иаира" Репин получил Большую золотую медаль и смог отправиться в пенсионерскую поездку в Европу.
Увидеть воочию шедевры мирового искусства, познакомиться с красивыми уголками Европы, где творили великие художники прошлого, было настоящим подарком. Он побывал в Варшаве, Нормандии, Вене, где на Всемирной выставке смог представить своих "Бурлаков на Волге". Побывал в Риме, который больше удивил его, чем Париж. Осенью 1873 года в Париже им были написаны "Садко" и "Парижское кафе".
В пенсионерские поездки женатых не брали, но Репин женился на Вере Шевцовой, тоже выпускнице академии, после присуждения золотой медали.
Говорят, что Репин рисовал всегда и везде - в маленьких блокнотиках, которые всегда носил с собой, на бумажных клочках. И эту привычку он пронес через всю жизнь.
Философ Василий Розанов писал о Репине: "Он собирательно все откладывал в душе впечатления. <…> Да, - это великий "щупальщик" существа человеческого, наш Репин".
Вернувшись в Россию, Репин с октября 1876-го по сентябрь 1877-го творил в родном Чугуеве, а затем переехал в Москву.
Репин вступил в Товарищество передвижников. В 1885 году на выставке передвижников художник представил знаковое полотно "Иван Грозный и сын его Иван". В это же время появились "Не ждали", портреты Льва Толстого и Павла Третьякова.
Затем Репин уехал из Москвы в Петербург. В 1892 году в Академии художеств состоялась его совместная выставка с Иваном Шишкиным. Картину "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" купил император Александр III - цена в 35 тысяч рублей была слишком большой даже для Павла Третьякова.
С 1894-го до 1907 года Репин преподавал в Академии художеств. Кустодиев, Сомов, Серов. А еще Малявин, Савинов, Грабарь, Фешин - далеко не полный список его учеников. Самым любимым учеником был Валентин Серов. Так или иначе, Репин изменил ход истории искусства первой трети XX века.
Последние 30 лет Репин жил со своей второй супругой в имении Пенаты в Куоккале, в 40 километрах от Санкт-Петербурга. Он творил до последних дней. Когда здоровье не позволяло держать кисть правой рукой, он писал левой. А когда уже не мог держать в руках палитру, с помощью специальных ремней крепил его на шее и продолжал работать с утра до глубокой ночи.
Илья Репин скончался в Пенатах 29 сентября 1930 года.
Вместе с друзьями Репин отправился на Волгу на этюды, тогда-то он и увидел бурлаков. Встреча превратилась в сюжет для картины, которую можно смело назвать одой тяжелому труду простых людей. "Браво, какие типы", - подметил друг Репина Савицкий. "Приблизились. О боже, зачем же они такие грязные, оборванные? - писал Репин в автобиографии "Далекое близкое". - У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у других локти повылезли, некоторые без шапок; рубахи-то, рубахи! … Вот лохмотья!"
Критики убеждены: этим полотном Репин смог поднять бытовой жанр до монументального звучания. Эта картина - подлинный эталон русского реалистического искусства. Сегодня полотно хранится в коллекции Русского музея.
Когда говорят "Репин", тут же вспоминают его картину "Иван Грозный и сын его Иван". История этого полотна - это история многочисленных откликов на него - от восторженных до критических - и поисков ее интерпретации. На создание картины автора вдохновила симфония Римского-Корсакова "Антар": трилогия о любви, власти и мести просто захватила Репина и нестерпимо захотелось и в живописи изобразить что-то подобное по силе своего воздействия.
Сразу после первого показа автора обвинили в искажении исторической правды. Ведь убийство Иоанном Грозным собственного сына так и не доказано. Обер-прокурор Святейшего синода Победоносцев тогда писал Александру III: "Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения…"
Зато многие критики хвалили картину за ее подлинный психологизм. Например, Лев Толстой увидел в ней "что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель".
Сегодня картина хранится в собрании Третьяковской галереи. Но после нападения в 2018 году - житель Воронежа бросил в нее ограждающий столбик - не экспонируется. Полотну требуется серьезная реставрация. Холст был закрыт защитным стеклом, осколки которого повредили красочный слой. Пострадала и оригинальная авторская рама. Это был не первый случай нападения на полотно Репина. Первый раз, еще при жизни Репина на картину с ножом напал душевнобольной, выкрикивая "Довольно крови". Тогда полотно помогал восстанавливать сам художник.
Как рассказывает древнерусская былина, гусляр Садко так впечатлил своей игрой на гуслях морского царя, что тот помог ему разбогатеть.
Однажды корабль Садко терпел бедствие в бурном море. И тогда купец решил спасти себя и команду - спуститься к морскому царю на дно пучины и сыграть ему на гуслях. Игра Садко так понравилась морскому царю, что он решил женить его на одной из своих дочерей - 900 морских принцесс. Процесс смотрин как раз запечатлен на картине. Однако на полотне видно, что никаких морских красавиц Садко не нужно. Он смотрит на скромницу в русском сарафане…
Чтобы правильно выписать героев, Репин тщательно готовился. Впрочем, это справедливо по отношению ко всем его работам. Труженик и перфекционист, Репин посетил морской аквариум в Берлине, изучал морскую флору и фауну в Нормандии, побывал Лондонском хрустальном дворце - океанариуме XIX века. Есть легенда, что морское дно он писал в парижском океанариуме. Сам Репин трактовал картину как метафору любви к отечеству.
Тема картины вызывает много споров. Есть версия, что такое письмо было ответом османскому владыке на его ультиматум Запорожской Сечи: султан потребовал покориться ему. Ответ последовал весьма оскорбительный. Письмо начиналось так: "Ты, султан, черт турецкий, и проклятого черта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь". Было и продолжение: "Твоего мы войска не боимся, землей и водой будем биться с тобой". Письмо упоминается в различных источниках. Но в его подлинности сомневаются до сих пор. Впервые услышал об этом письме Репин на одном из вечеров в имении Саввы Мамонтова Абрамцево. Там его читали как исторический анекдот.
Этот анекдот и вдохновил Репина. Но Репин все делал всегда основательно, поэтому отправился в путешествие по Запорожью в компании своего ученика Валентина Серова, где изучал местные нравы, делал подготовительные зарисовки костюмов, утвари, оружия. Кстати, образы казаков он писал с известных людей своего времени: так историк Дмитрий Яворницкий стал писарем, а журналист Владимир Гиляровский - атаманом Сирко.
Если появилось желание приехать к Репину, то можно посетить его единственный в России музей - Пенаты близ Петербурга. В домике с видом на Финский залив художник прожил последние 30 лет и здесь пожелал быть похороненным. Волю живописца исполнили. Как и его просьбу передать дом Академии художеств.
Музей открыли здесь в 1940 году. Сейчас в экспозиции представлены личные вещи художника, его картины, рисунки, а также работы его сына Юрия, друзей и учеников художника - более 600 произведений живописи и графики.
Несмотря на гибель дома во время Великой Отечественной войны, в Пенатах позже смогли воссоздать прежнюю обстановку - мастерской, столовой, кабинета, веранды. Ведь все личные вещи, рисунки и картины, мебель и другие предметы из дома в годы войны были спрятаны в подвалах Академии художеств на Васильевском острове. Потом их бережно вернули в родные Пенаты.
Дом строился постепенно, по чертежам художника. Восстанавливали его по тем же самым чертежам и многочисленным сохранившимся фотографиям. После революции Куоккала (теперь это поселок Репино) стала частью Финляндии, но художник не смог предать свои Пенаты, названные им в честь римских богов очага и уюта.
Кстати, парк в Пенатах - тоже творение Репина. Заболоченный ландшафт преобразила фантазия художника. И в усадебном парке появились "Березовая аллея", "Площадь Гомера", "Аллея Пушкина".