На надувном парусном тримаране под флагами России и Русского географического общества экипаж прошел около 32 тысяч морских миль (это примерно 60 тысяч километров), побывал в портах 32 стран - от Финляндии к островам Фиджи и Сокотра (Йемен), и до Турции. У берегов Анапы спортсмены бросили якорь 30 июля, но из-за таможенных процедур сойти на сушу смогли только первого августа.
"Возвращаясь к родной земле, в воздухе запахло борщами и пельменями, окрошкой и щами, ромашками и одуванчиками!" - шутливо сказал руководитель экспедиции Евгений Ковалевский.
Основной экипаж экспедиции - Евгений Ковалевский, Станислав Березкин и глава Берегового штаба Юлия Калюжная - встретились с вице-мэром курорта Виталием Вороновым и рассказали о своих приключениях, а также поделились планами о завершающем этапе путешествия: ведь участникам еще предстоит пройти до Кронштадта, где 1 июля 2021 года и был дан старт кругосветки.
- Страшных моментов было несколько, и любой мог прекратить экспедицию, - поделился Евгений Ковалевский. - Поломка мачты посреди Атлантического океана, борьба со встречным ветром в 50 узлов в проливе Бигль у Южной Америки, когда кончились вода и бензин. Потеря надувного тримарана в районе острова Пасхи и второй раз - у берегов Австралии. Он затонул в результате нападения акул. С нами в экипаже за три года на разных этапах прошло порядка 30 человек - бразильцы, аргентинцы, чилийцы, французы, австралийцы, русские. Наша миссия - дружба народов, формирование положительного имиджа России в разных странах по маршруту.
Первая атака акул куки-каттеров (как позже выяснилось, жители даже и не слышали об этой океанской обитательнице, поскольку никто не пересекает океаны на надувных лодках) случилась 4 сентября 2023 года, повреждения получил задний левый баллон катамарана - он полностью погрузился под воду. В аварийном состоянии путешественники продержались около суток, им удалось пройти около ста миль. Однако пятого сентября в 23:00 судно вновь подверглось нападению хищников, которые нацелились уже на правый баллон. Катамаран потерял равновесие и начал тонуть. Экипаж подал сигнал SOS.
Руководитель Берегового штаба Юлия Калюжная оперативно связалась со спасательной службой Австралии, и уже через 45 минут к катамарану подошел панамский сухогруз, следующий до Шанхая. Путешественникам невероятно повезло, так как до полного ухода под воду оставалось не более 2-х часов.
Спасти катамаран не удалось, поэтому в течение двух месяцев команда находилась в подвешенном состоянии: что делать дальше? К счастью, отозвались добрые люди, причем земляки. В конце октября томский меценат помог спортсменам приобрести парусник, на котором и было продолжено кругосветное плавание.
Аккордный этап выглядит примерно так: по руслу реки Дон судно попадает в Цимлянское водохранилище, дальше - по Волге до Рыбинска. Через Рыбинское водохранилище экипаж достигнет берегов Череповца, затем пройдет по Волго-Балтийскому каналу в районе села Озерное Устье, после - Ладожским каналом в Шлиссельбург и войдет в Неву, от нее до Кронштадта, что называется, рукой подать.
Кстати
Международный проект Русского географического общества посвящен 250-летию со дня рождения Ивана Крузенштерна и 200-летию открытия Антарктиды российскими моряками. В рамках путешествия Томское отделение РГО создало уникальный образовательный проект "Уроки из Океана". Это новый формат образовательного телемоста, который позволяет школьникам напрямую задать вопрос по географии ученым передовых мировых институтов, полярникам и современным путешественникам. Проект был отмечен национальной премией "Хрустальный компас" в номинации "Просвещение".