03.08.2024 11:25
Поделиться

Русский музей привез в Звенигород проект о том, как можно остановить мгновение

Получивший после реставрации вторую жизнь Звенигородский манеж, который в XIX веке местные купцы использовали как продовольственный склад, превратился в современное выставочное пространство.

Постоянная экспозиция, рассказывающая об истории города, настоящая находка. Обычно сделанная на уровне краеведческого музея в других подмосковных городах, звенигородская упакована при помощи множества современных технологий - проекции, тактильные объекты, видео, купольный кинотеатр, в которые бережно вписаны археологические находки и модели.

Здесь же рассказывают и о знаменитых звенигородских "дачниках": Антоне Чехове - тот служил врачом в местной больнице, Михаиле Пришвине, купившем под Звенигородом очаровательный домик с верандой-башенкой в окружении елового леса, художниках, выезжавших на "русский Барбизон" - Левитане, Саврасове, и уроженцах города - Любови Орловой и Михаиле Танееве.

Выставка "Преображенная природа" - летний проект, на котором представлены 42 работы из фондов Русского музея и 4 - из фондов Звенигородского музея-заповедника. Кстати, большая часть работ, привезенных из Петербурга, пребывала в запасниках. Проект с таким же названием проходил в Русском музее, но состав работ был иным.

Произведения образуют лабиринт, в котором устроены зоны - "Облака и тучи", "Радуга", "Светлый день", "Рассветы и закаты", "Лунная ночь" и "Стихия воды". Идея общая: как стихии, времена года и время суток преображает природу. И как мы - в сущности, скромные созерцатели природы, можем остановиться и попытаться прочитать потаенные смыслы, скрытые в разворачивающихся перед нами пейзажах - как на натуре, так и в выставочном зале.

Эпиграф проекта - картина "На Волге" советского художника Бориса Щербакова будто приглашает остановить мгновение. Группка сельских жителей, сидя на лавочке, безмятежно смотрит на спокойную речную гладь: на горизонте виднеется лодка рыбака, а на переднем плане несколько купающихся. Закатное солнце низко и теплое лето правит миром.

Только небом заполнил почти все пространство своей картины "Облака" художник Виктор Борисов-Мусатов, а земле отдал лишь узкую полосочку. Силуэты облаков напоминают невиданных чудо-всадников, чудо-птиц и сказочные корабли под парусами.

На выставке куратор Сергей Кривонденченков открывает зрителю малоизвестного широкой публике художника Федора Васильева, чей пейзаж "После дождя. Проселок" - метафора жизни самого автора. Одаренный художник рано ушел из жизни - сгорел от туберкулеза в 23 года. Им восхищались Репин, Крамской, Шишкин. Мрачное небо, еще дышащее грозой, и проселочная дорога, размытая от дождя. Это дорога и самого художника - скользкая, по которой тяжело идти, ведь автор картины болен и беден. Но где-то среди туч мелькнуло небо, появилась хрупкая надежда… По настроению и тональности к этой работе близок "Пейзаж с церковью" Алексея Саврасова. Посреди бесплодных осенних полей и под низким серым небом приютилась маленькая церковь с колокольней.

Еще одно открытие: Александр Герасимов - любимый художник Иосифа Сталина, автор многочисленных портретов вождя и ученик Коровина и Серова. Его лиричный пейзаж "Зеленая рожь" выписан в импрессионистической технике. Или кусочек нежной усадебной пасторали - "Яблоня в цвету" - любование проснувшейся природой.

Случился ливень и на небе - радуга. Кстати, мотив радуги не часто встретишь в творчестве русских живописцев. Сторонник художественных обобщений Саврасов на картине "Радуга" любуется деталями. Крестьянка несет воду с реки в деревню, над которой застыла радуга. Это одна из самых цельных работ на выставке.

Специально для звенигородского проекта была отреставрирована картина "Днепровские лиманы перед грозой" Руфина Судковского. Спокойная гладь воды, над которой сгущаются грозовые облака. Судковский - художник, которого Айвазовский считал своим преемником. По настоянию отца он поступил в Очаковское духовное училище, а затем - в Одесскую духовную семинарию. Но семинарию бросил и выбрал Академию художеств.

История картины "Февральская лазурь" Игоря Грабаря известна. Это полотно художник писал в подмосковном Дугино, когда гостил у Мещериных - основателей Даниловской мануфактуры. В "Февральской лазури" береза - единственная основа художественного образа. Чтобы добиться подлинного импрессионистического колорита, Грабарь вырыл в мерзлой земле траншею глубиной метр, взял туда мольберт, зонтик и писал березу снизу.

"Когда я взглянул на верхушку с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты", - вспоминал художник. На выставке - один из этюдов картины.

"Стихию воды" представили маринист и солнцепоклонник Айвазовский с его хрестоматийной "Лунной ночью в Крыму", его ученик Лагорио и Боголюбов.

А завершает проект "Штиль" Руфина Судковского. От штиля на Волге к штилю на море - так метаморфозы в природе будто закольцовываются. Не подтверждают ли этим кураторы, что гармония возможна? Да, надо только прислушаться, прежде всего, к себе.