На сухом юридическом языке это звучит так: увольнение по статье 336 Трудового кодекса РФ - "применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника". Редакции не удалось найти ни одного увольнения по этой статье за последние годы.
Педагога увольнение возмутило, и она решила оспорить действия работодателя в суде. Эту историю заметил информационно-правовой портал Гарант.ру.
Поводом для увольнения стала жалоба матери ученика директору школы. В жалобе было сказано, что на ребенка оказывается психологическое давление. Руководство школы провело служебное расследование. И выяснилось, что мама ребенка права. Так, в дневнике ребенка неоднократно фигурировала оценка "1". Уточним, школа была музыкальной, и такая оценка не предусмотрена разделом "Критерии оценок аттестации уровня знаний учащегося" программы "Народные инструменты". А еще оказалось, что за один урок мальчику выставлялось сразу по несколько двоек.
Дальше - больше. В домашнем задании оказались разделы, не предусмотренные для возраста и соответствующего уровня освоения программы.
Замдиректора по учебно-воспитательной работе и специалист по кадрам составили протокол индивидуальной беседы с учеником. Тот рассказал, что преподаватель постоянно ставит колы и двойки, говорит, что он плохо играет и что ему лучше в школе не учиться. А еще при других детях утверждает, что он хуже всех.
Общественная организация помощи детям и подросткам составила психологическое заключение, из которого следует, что ребенок находится в системе, где его усилия оценивают негативно независимо от его стараний, что привело к негативной самооценке, нежеланию учиться, депрессивному состоянию, повышенной тревожности, снижению эмоционального интеллекта. Проведенные тесты показали наличие у ребенка феномена "выученная беспомощность", когда ребенок убежден, что его усилия никак не влияют на результат его деятельности.
Эксперты заявили, что приобретение данного феномена возможно в ситуации постоянного психологического насилия - унижения чести и достоинства, обесценивания результата. Организация помощи детям и подросткам сделала предположение о том, что выученная беспомощность приобретена в результате школьной деятельности "действий педагогического состава".
Кроме того, была проведена диагностика тяжести реакции ребенка на травматический стресс. Результат составил 53 балла. Результат больше 50 баллов указывает на наличие в жизни ребенка травмирующего события, которое сильно повлияло на его состояние.
Суд пришел к выводу, что совершенные учителем действия "нарушают принятые в обществе нормы морали и нравственности, не отвечают морально-этическим требованиям, предъявляемым к педагогу, свидетельствуют о проявлении явного неуважения к чести и достоинству ученика". А все это вместе нарушает статью 48 Закона об образовании.
В итоге суд не нашел оснований для признания незаконным увольнения сотрудницы по статье 336 Трудового кодекса РФ.
Определение Санкт-Петербургского городского суда N 33-10540/2024