Суд посчитал законным увольнение учителя из-за давления на ученика

Уникальное решение вынесено судом в Санкт-Петербурге. Впервые в судебной практике разбиралось дело об увольнении руководством школы преподавателя за издевательства над учеником и психологическое давление на него.
По мнению экспертов, давление на ребенка может сломать ему жизнь.
По мнению экспертов, давление на ребенка может сломать ему жизнь. / standret / istock

На сухом юридическом языке это звучит так: увольнение по статье 336 Трудового кодекса РФ - "применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника". Редакции не удалось найти ни одного увольнения по этой статье за последние годы.

Педагога увольнение возмутило, и она решила оспорить действия работодателя в суде. Эту историю заметил информационно-правовой портал Гарант.ру.

Поводом для увольнения стала жалоба матери ученика директору школы. В жалобе было сказано, что на ребенка оказывается психологическое давление. Руководство школы провело служебное расследование. И выяснилось, что мама ребенка права. Так, в дневнике ребенка неоднократно фигурировала оценка "1". Уточним, школа была музыкальной, и такая оценка не предусмотрена разделом "Критерии оценок аттестации уровня знаний учащегося" программы "Народные инструменты". А еще оказалось, что за один урок мальчику выставлялось сразу по несколько двоек.

Дальше - больше. В домашнем задании оказались разделы, не предусмотренные для возраста и соответствующего уровня освоения программы.

Замдиректора по учебно-воспитательной работе и специалист по кадрам составили протокол индивидуальной беседы с учеником. Тот рассказал, что преподаватель постоянно ставит колы и двойки, говорит, что он плохо играет и что ему лучше в школе не учиться. А еще при других детях утверждает, что он хуже всех.

Общественная организация помощи детям и подросткам составила психологическое заключение, из которого следует, что ребенок находится в системе, где его усилия оценивают негативно независимо от его стараний, что привело к негативной самооценке, нежеланию учиться, депрессивному состоянию, повышенной тревожности, снижению эмоционального интеллекта. Проведенные тесты показали наличие у ребенка феномена "выученная беспомощность", когда ребенок убежден, что его усилия никак не влияют на результат его деятельности.

Эксперты заявили, что приобретение данного феномена возможно в ситуации постоянного психологического насилия - унижения чести и достоинства, обесценивания результата. Организация помощи детям и подросткам сделала предположение о том, что выученная беспомощность приобретена в результате школьной деятельности "действий педагогического состава".

Тесты показали - у ученика феномен "выученной беспомощности", когда ребенок убежден, что его усилия никак не влияют на результат его деятельности

Кроме того, была проведена диагностика тяжести реакции ребенка на травматический стресс. Результат составил 53 балла. Результат больше 50 баллов указывает на наличие в жизни ребенка травмирующего события, которое сильно повлияло на его состояние.

Суд пришел к выводу, что совершенные учителем действия "нарушают принятые в обществе нормы морали и нравственности, не отвечают морально-этическим требованиям, предъявляемым к педагогу, свидетельствуют о проявлении явного неуважения к чести и достоинству ученика". А все это вместе нарушает статью 48 Закона об образовании.

В итоге суд не нашел оснований для признания незаконным увольнения сотрудницы по статье 336 Трудового кодекса РФ.

Определение Санкт-Петербургского городского суда N 33-10540/2024