Участники конкурса портала ГодЛитературы.РФ разыскивают счастливые семьи

Известно: браки бывают выгодные, равные, удачные. Бывает, все совсем наоборот: невыгодно, неравно, неудачно. Вот леди Макбет по Шекспиру - верная жена, старается для мужа. Вот леди Макбет по Лескову - все наоборот.
iStock

Весь позапрошлый век Татьяну Ларину ругали критики: как можно из рутинной верности супружескому долгу оказаться от природного влечения?! Татьяне противостояла Катерина Кабанова: готова хоть куда, лишь бы летать. Для вас - какая ближе к идеалу?

Кто-то сказал (уж не Толстой ли?), будто "в жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого". Счастливый классик с бородой сам подмигнул читателям: в счастливых семьях все так одинаково - и быстро убежал из дома. Добежал до станции Астапово…

2024 год объявлен в России Годом семьи. И в своем ежегодном летнем конкурсе портала ГодЛитературы.РФ (спецпроект "Российской газеты"), который он проводит в партнерстве с Ассоциацией союзов писателей и издателей России, предлагается продолжить вечную тему классики.

Конкурс "Все счастливые семьи...?" посвящен теме семейной в ее современном изводе. Лейтмотивом для рассказов-переосмыслений стал знаменитый зачин "Анны Карениной": "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему".

На конкурс поступило уже более 350 рассказов. Средний возраст соискателей - 43 года, самому младшему участнику - 7 лет, старшему - 83. Рассказы приходят из разных городов и поселков России. Также свои истории уже прислали авторы из Израиля, Германии, Финляндии. Предлагаем прочитать отрывок из одного рассказа.

"Участь мирового льда"

Дышит. Господи, он дышит.

С улицы доносится детский смех и шелест листьев. Вдалеке, словно в другом мире, кричат чайки. По полу скользит тюлевая занавеска, воздушная и нежная, как фата знатной невесты. Май - прекрасное время для свадьбы: улицы одеваются в зелень, реки освобождаются от ледяных оков и продолжают движение к устьям; жара ещё не властвует над миром, а лишь коротенько обозначает себя парой душных дней, за которой следует неделя гроз.

Ульяна переводит взгляд на часы. Десять утра.

Они тоже поженились в мае. Духоты в тот день не было, на горизонте маячил проливной дождь. Разгулявшийся ветер задирал юбку свидетельницы, из-за чего та краснела и еле выговорила тост. Темпераментный свидетель старательно помогал ей избежать позора и так в этом преуспел, что воспоминание об Ульяниной свадьбе, уже взрослое, до сих пор иногда приезжает к ним в город. О своем отце воспоминание ничего не знает, а теть Уля и дядь Женя делают вид, что того никогда не было.

Мать сказала ей: "Всю жизнь маяться будешь". Женя матери не нравился: токарь на заводе, не очень красивый, невысокий, небогатый. "Не человек, а средняя рука", - говорила она своим подругам. "Зато эта рука теперь моя", - думала Ульяна, глядя на мужа.

Невысокий, зато относительно легкий.

На свадьбе пели про рябину, про старый клен, про чертово колесо. Баянист Титыч, очередной отчим Ульяны, лихо перебирал пальцами по кнопкам, унося молодоженов и гостей к берегам фантазий о счастливом будущем.

Женя стонет и протягивает пожелтевшую руку к полотенцу. Рука мелко дрожит и на полпути останавливается.

- Сейчас, сейчас, - Ульяна наклоняется за полотенцем. Мимоходом проезжается губами по холодному лбу. Вытирает испачканный в желчи рот. - Вот так, вот так, - приговаривает она.

Женя терпит, не открывая глаз.

Женя терпит.

Он все детство и юность мечтал о море и смог к нему поехать только в пятьдесят лет. Это было изнурительно. Два дня в поезде, отравление. Гигантские волны, полчища медуз, отравление. Осетрина, похожая на свинину, отравление. Ливни, рынок в Пицунде, вино с привкусом бензина, отравление. Для таких поездок нужно лошадиное здоровье, и хорошо, что тогда оно еще имелось. Под конец отпуска они решили посетить сталактитовую пещеру, где на подвесном мосту отключился свет. Ульяна едва не потеряла сознание от ужаса и пришла в себя лишь на выходе, у Жени на руках. Другие туристки смотрели на них с завистью.

У Жени потом весь вечер болела поясница…

Варвара Курилкина, г. Дзержинск

Навигатор

Рассказы от 5 до 15 тыс. знаков с пробелами от всех желающих принимаются до 15 августа включительно. Подробности можно найти на странице конкурса. Шорт-лист будет опубликован 1 сентября. Подведение итогов - до 5 октября.

В жюри конкурса вошли: писатель, переводчик, шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ Михаил Визель, лауреат Государственной премии РФ и премии "Большая книга", писатель Павел Басинский, писатель, редактор отдела культуры "Российской газеты" Игорь Вирабов и редакторы портала ГодЛитературы.РФ.

Шесть авторов из числа давших свое согласие на участие в писательской резиденции, набравшие наибольшее количество баллов у членов жюри, отправятся в отель "Берег" (город Сысерть) на 21 день. Победители, не выбравшие участие в резиденции (три призовых места), получат дипломы и ценные призы.

Издательство "Бель Летр", выступающее партнером конкурса, будет рассматривать работы конкурсантов самостоятельно. Авторам, заинтересовавших издательство, может быть предложено сотрудничество после завершения конкурса.