Я поинтересовался у Алексея: существует ли в шахматах проблема перехода на взрослый уровень, которая неминуема в других видах спорта и для многих становится непреодолимым барьером?
Алексей Гребнев: Мне кажется, что в шахматах не существует каких-то определенных возрастных рамок, за которыми начинается взрослый спорт. Есть ведь и подростки, которые играют на равных с гроссмейстерами и даже побеждают их. Проблема, когда молодой шахматист может остановиться в развитии, как мне кажется, в другом. Допустим, когда вырастают до уровня международного мастера, то продолжают выступать в шахматах профессионально далеко не все. Часто это совпадает и с окончанием школы, когда многие приходят к выводу, что для них важнее учиться дальше, осваивать профессию, а шахматы будут этому мешать. Но и здесь можно найти компромисс. Я, к примеру, стал студентом Уральского горного университета в Екатеринбурге по специальности технолог геологической разведки. В этом вузе лояльно относятся к студентам, которые занимаются спортом. И я бы не сказал, что шахматы мешают моей учебе.
А как позиционируете шахматы - это для вас искусство или спорт?
Алексей Гребнев: Безусловно, есть много красивых партий, которые можно позиционировать с искусством. Кто-то считает, что шахматы - это искусство мыслить, создавать красивые комбинации. Но для меня это, прежде всего, спорт, ведь есть спортивная цель - добиться новых побед, покорить очередную высоту, преодолеть себя.
Замечаете рост популярности шахмат?
Алексей Гребнев: По-моему, они становятся популярнее. Мне кажется, что этому способствовали и недавние фильмы "Чемпион мира" и "Ход королевы", они добавили поклонников. После пандемии очень многие играют в шахматы онлайн, это тоже добавляет популярности, ведь ты, независимо от своего уровня, можешь сыграть даже с гроссмейстером.
Шахматы эволюционируют, к ним подключился искусственный интеллект, с которым человек не в силах конкурировать. Нет опасения, что он и погубит обычные шахматы, а за шахматную корону будут биться машины?
Алексей Гребнев: Тягаться в памяти с компьютерными программами бесполезно, у них есть и свой чемпионат мира. Пусть себе играют друг с другом.
Некоторые считают, что шахматист - это такой "ботаник", которому достаточно тренировать только пятую точку для комфортного сидения на стуле.
Алексей Гребнев: Физическая подготовка на самом деле важна. Чем выше уровень шахматиста, тем больше нагрузка, и без хорошей физической подготовки вряд ли можно выдержать турнир, на котором каждая партия длится по несколько часов. У нас, например, в шахматной школе есть тренажерный зал, когда появляется возможность, я там занимаюсь. Люблю поиграть и в настольный теннис.
Существуют стереотипы, что шахматист всегда просчитывает жизненную ситуацию на несколько ходов вперед, а потому редко ошибается. Что он изначально умен, эрудирован и силен в точных науках. Хотя сами шахматисты с этим не соглашаются.
Алексей Гребнев: Ну это, скорее всего, действительно стереотипы. Каждый человек ведь старается подумать, прежде чем принять решение. Для этого не обязательно уметь играть в шахматы. Чемпион мира Карлсен, насколько знаю, очень любит историю. У меня, допустим, с математикой все складывается неплохо, но это не зависит от того, хорошо ты играешь в шахматы или нет. Есть среди сильных шахматистов и такие, кто совсем с математикой не дружит. Если человек мало читает, ничем кроме шахмат не интересуется, то откуда у него возьмется, например, эрудиция? Шахматы ее не добавят, как и не сделают из тебя математика, если у тебя нет склонности к этой дисциплине. Вот память шахматы действительно развивают, как и терпение, умение сосредоточиться… Все это не будет лишним в жизни. С этим можно согласиться.