Разъяснения прозвучали в ходе рассмотрения конкретного дела. Крупный российский банк был оштрафован на 50 тысяч рублей за частые звонки должнику.
Как сказано в материалах дела, в течение шести дней банкиры позвонили женщине-должнице семь раз. В один из дней они набирали ее два раза. Между тем закон запрещает коллекторам и банкирам звонить по поводу просроченной задолженности должнику более одного раза в сутки, более двух раз в неделю. Если они хотят общаться чаще, должны заручиться согласием человека.
В суде банкиры попытались возражать, мол, звонили и не дозвонились. А значит, полагали банкиры, они не потревожили человека. В самом деле, кого тревожат долгие безостановочные звонки на мобильный телефон? Возможно, банкирам их логика казалась безупречной. Однако суд с такими доводами не согласился.
"Совершение кредитором телефонных звонков должнику с целью взыскания просроченной задолженности, вне зависимости от того, состоялись телефонные переговоры или нет, является взаимодействием, направленным на взыскание просроченной задолженности. Отсутствие результата дозвона в виде соединения с должником не дает оснований для иных выводов, - сказано в постановлении Третьего кассационного суда общей юрисдикции. - Данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что телефонные звонки должнику осуществлялись в целях, не связанных с взысканием просроченной задолженности, не имеется".
Так что банкирам придется заплатить штраф. Теперь они сами в должниках. А их пример должен стать другим наукой. Подчеркнем: правила взыскания просроченной задолженности распространяются и на банкиров, и на коллекторов. Следят же за порядком в этой сфере судебные приставы. Кстати, как сообщили ранее в Федеральной службе судебных приставов, в этом году число жалоб на коллекторов снизилось. "Должностными лицами ФССП России принято к рассмотрению более 16 тысяч обращений граждан по фактам нарушения их прав при возврате просроченной задолженности. В сравнении с первым полугодием прошлого года количество обращений снизилось на 20%, что можно связать со стабилизацией ситуации на рынке возврата просроченной задолженности", - рассказали в ведомстве.