Влияние ИИ на развитие мегаполисов будет только расти
Например, в России сегодня нейросети следят за безопасностью автомобилистов: на региональных и федеральных трассах, включая М-4 и М-12, используются интеллектуальные транспортные системы. Они управляют движением машин и идентифицируют транспорт на платных дорогах. В Москве же работает система, которая ищет неубранный снег, некошеный газон, переполненные урны и другие подобные недочеты, а затем делает скриншоты участков и отправляет управе района.
Также в Великобритании есть решение компании Now Wireless, отслеживающее загрязнение воздуха: на светофорах устанавливаются специальные датчики, данные с которых система анализирует, а затем в реальном времени делает прогноз о повышении уровня загрязнения на следующий час.
Говоря о будущем, эксперты попытались представить картину города, в котором мы будем жить. К примеру, руководитель научной группы "Доверенные и безопасные интеллектуальные системы" Института AIRI Олег Рогов считает, что в ближайшие 10-15 лет улучшится сфера транспортных систем. Так, в конце этого года в столице запустят первый беспилотный трамвай, а в дальнейшем технология может перейти в промышленное производство, став обычной практикой и для других городов. Также собеседник предположил, что в будущем нейросети станут регулировать светофоры, изменять направления потоков транспорта и оптимизировать расписания движения автобусов и поездов.
Отдельно он выделил энергетику, в которой ИИ может начать анализировать данные о потреблении энергии в реальном времени и автоматически регулировать освещение, отопление и кондиционирование воздуха в зданиях.
"Если совсем уходить в футурологию, то можно представить потенциальную интеграцию возобновляемых источников энергии, таких как солнечные и ветровые электростанции, в общую энергетическую сеть города", - добавил Рогов.
Еще одной задачей ИИ в городе, по мнению руководителя направления Т1 ИИ Холдинга Т1 Сергея Голицына, будет поддержание общественного порядка. К примеру, системы с помощью камер и датчиков, встроенных в объекты инфраструктуры, станут следить за транспортным движением и выявлять потенциальные угрозы в зонах скопления людей.
"За счет повышенной точности систем специалистам будет проще анализировать полученные данные, чтобы быстрее выявлять закономерности, приводящие к происшествиям, и предотвращать их", - объяснил он.
Кроме того, нейросети помогут в городском планировании: ИИ позволит проектировать ландшафт с учетом климатических, географических и других особенностей местности, сказал Голицын.
Интеллектуальные диалоговые системы займутся и автоматизацией административных задач - выдачей справок, консультацией граждан и регистрацией документов. Это разгрузит сотрудников, ускорит обслуживание и сделает услуги более персонализированными, уверен Рогов.
Однако применение ИИ в городе сопряжено с некоторыми рисками. Лидер кластера "Фундаментальные сервисы" Платформы Сфера Валерий Никаноров в первую очередь отнес сюда нарушение приватности из-за повсеместного использования камер и датчиков для мониторинга. Кроме этого, на ИИ могут напасть хакеры, а это приведет к серьезным последствиям для безопасности граждан и городской инфраструктуры.
"Поэтому ученые уже работают над повышением уровня защиты моделей, обеспечением приватности данных, достижением предсказуемости и безопасности систем ИИ", - уточнил Рогов.
Другой вопрос, который предстоит решить в будущем, связан с неравномерным уровнем внедрения технологий в зависимости от региона. Это, как сказал Голицын, может повлечь то, что некоторые города получат доступ к большему объему данных, чем другие.
При этом минимизировать любые риски позволит правильный и рациональный подход, считает эксперт в области генеративного ИИ компании Axenix Елена Мимоглядова. Она отметила, что сейчас и на международном, и на национальном уровнях предпринимаются шаги для развития безопасного взаимодействия человека и технологий, в том числе действуют экспериментальные правовые режимы и вводится точечное регулирование отдельных вопросов.