Компания - владелец робота "Яндекс" пояснила "Российской газете", что робот двигался без нарушений ПДД на зеленый сигнал светофора. "Когда робот практически завершил переезд, его задел автомобиль", - пояснили в "Яндексе". Также в компании сообщили, что в результате происшествия никто не пострадал, а робот получил незначительные повреждения, при этом "водитель и компания претензий друг к другу не имеют".
Москвичи шутливо охарактеризовали инцидент "столкновением старой и новой эпох".
Компания "Яндекс" объявила о начале использования в тестовом режиме беспилотников для доставки заказов пользователей "Яндекс Еды" в Москве 9 декабря 2020 года. Тогда на фоне пандемии коронавируса значительно выросла потребность в услугах доставки. Первоначально роботы-доставщики были доступны только работникам и посетителям делового квартала "Белая площадь" у метро "Белорусская" в Москве, а также в Иннополисе под Казанью. "Последние годы мы видим постоянный рост спроса на услуги доставки, и события 2020 года ускорили его еще больше. Поэтому на помощь людям приходят роботы", - заявил тогда руководитель направления беспилотных автомобилей "Яндекса" Дмитрий Полищук.
На начало 2024 года примерно 100 роботов-доставщиков работало в Москве, 20 -в Иннополисе, 10 - в Мурине Ленинградской области, 5 - на "Розе Хутор" и Красной Поляне в Сочи.
Их число планировалось удвоить до 260 экземпляров.
До нынешнего случая ДТП с участием роботов-курьеров не происходило.
Автоэксперты считают происшествие прецедентным и говорят о необходимости более пристального внимания к вопросу правового регулирования таких случаев. Применимы ли правила для пешеходов к роботу в случае пересечения им пешеходного перехода? Кто имеет преимущество при движении робота по проезжей части? Ведь такие роботы транспортным средством не являются, ОСАГО не имеют и на государственном учете не состоят.
В определенных случаях может возникнуть вопрос об ответственности. На данный момент в Правила дорожного движения никаких изменений, связанных с "дорожными беспилотниками", не внесено.
По мнению главного редактора журнала "За рулем" Максима Кадакова, в любом ДТП существенны 2 вопроса: кто виноват и кто будет платить? "В данном случае со вторым вопросом все более-менее понятно. Если бы были претензии одной из сторон, то в случае вины водителя возмещение материального ущерба осуществляет его страховая организация, а при отсутствии страховки - он сам, из личных средств", - объясняет эксперт. Он также считает, что в случае вины робота ущерб возместила бы компания "Яндекс", если робот не застрахован. "Но с первым вопросом - кто виноват - все гораздо сложнее. На сегодняшний день в нашем законодательстве юридический статус роботов как участников дорожного движения не определен. Об этом нет ни слова ни в ПДД, ни в КоАП", - подчеркнул Кадаков. И уточнил, что робот-доставщик не является пешеходом, не является транспортным средством и не относится к средствам индивидуальной мобильности, с которыми поначалу тоже были вопросы в сфере ПДД.
Столкновение с таким роботом нельзя расценить как столкновение со статичным предметом вроде фонарного столба и нельзя приравнять его к мусорному ведру, которое под порывом ветра влетело в автомобиль. "На сегодняшний день эта ситуация представляется мне совершенно неразрешимой в случае претензий одной из сторон. Было бы очень интересно посмотреть, как она решится, если бы претензии были. В некоторых странах такие роботы приравнены к пешеходам, но у нас это не так. Разумеется, необходимо определить статус таких беспилотников, потому что в будущем подобные ситуации могут происходить все чаще", - заключает эксперт.
С мая этого года после объявленного "Яндексом" расширения зоны доставки роботами их можно увидеть уже в семи районах столицы. Такой "курьер" способен доставлять посылки в радиусе не более двух километров.
При этом время доставки роботом в среднем превышает время доставки привычным способом на 2-3 минуты. В апреле 2021 года роботы осуществляли доставки продуктов из "Азбуки вкуса" и "ВкусВилла", а уже в феврале доставляли заказы "Яндекс Лавки" в жилые дома на Ходынском поле в Москве. Услугой роботов-курьеров пользуется все больше ресторанов и магазинов. Совершенствуется конструкция роботов. Расширяется география доставок.
В 2023 году "Яндекс" запустил доставку еды роботами-курьерами в Красной Поляне. Об этом компания объявила 6 июня. В 2024 году запускаются доставки роботами в жилых районах Москвы.
Шестиколесный робот-доставщик от фирмы "Яндекс" в длину около метра и 50 сантиметров в высоту. Он перемещается по городским тротуарам примерно со скоростью пешехода - около 5 км/ч. Способен распознать окружающие объекты вокруг и может объезжать препятствия. Беспилотный курьер сам прокладывает себе маршрут. Он также оснащен лидаром, который помогает ему ориентироваться даже в темноте. Замок робота невозможно просто так открыть - он разблокируется только после команды со смартфона получателя.
В апреле этого года в Петербурге трамвай, оснащенный системой искусственного интеллекта, сбил трех человек. Инцидент произошел в Василеостровском районе на Наличной улице. Со слов водителя у "умного" трамвая "отказали тормоза". В результате наезда одна женщина получила тяжелые травмы. Состояние двух других пешеходов оказалось легче.
По факту дорожной аварии была организована проверка.
В США, в городе Темпе, штат Аризона, во время испытаний в ночных условиях беспилотный автомобиль Uber сбил пересекавшую дорогу велосипедистку. Позднее женщина умерла в больнице от полученных травм. Это первое зафиксированное ДТП со смертельным исходом с участием беспилотного автомобиля в городе.
Так же в США в декабре 2019 года в пригороде Лос-Анджелеса автомобиль Tesla Model S под управлением 27-летнего водителя врезался в легковушку Honda Civic. Выяснилось, что водитель полностью доверился искусственному интеллекту и уткнулся в свой смартфон. Автопилот при съезде с автострады "не заметил" красный сигнал светофора. Электромобиль врезался в пересекавшую дорогу Honda, в результате два ее пассажира погибли.
Подготовил Александр Степанов
В Эстонии одними из первых сделали роботов полноценными участниками дорожного движения. Им запрещено превышать скорость 6 км/ч, у них должны быть номера и указан телефон владельца. В Швейцарии наземным беспилотникам можно передвигаться только по пешеходным зонам. А вот в некоторых штатах США им, наоборот, запрещено двигаться рядом с людьми по тротуарам. В Японии компании по доставке должны обеспечить постоянное наблюдение за дронами со стороны человека, который, хоть и удаленно, может вмешаться в ситуацию и предотвратить аварию. Во многих европейских столицах и городах пока вообще опасаются пускать роботов на улицы. В Риме, например, их можно встретить лишь в аэропорту, но никак не на узких улочках. Что касается ответственности за ущерб, нанесенный роботом, то пока суды и юристы в других странах склоняются к тому, что ее должна нести компания, которой в момент аварии принадлежал робот. Многие эксперты указывают, что деятельность роботов-доставщиков во многих странах мира находится в серой зоне, прецедентов такого рода немного. При этом компании - производители роботов утверждают, что открыты к диалогу и сами заинтересованы в разработке понятных правил игры.
Подготовил Иван Сысоев