Как снизить квартплату жителям многоквартирного дома

Бытует мнение, что жителям многоквартирных домов сложно или практически невозможно снизить плату за коммунальные услуги, которую устанавливают управляющие компании и поставщики ресурсов. На самом деле достаточно разобраться в том, как формируется плата за эти услуги, и установить индивидуальные приборы учета.

Коммунальные услуги составляют большую часть начислений в платежных документах, а это значит, что объем платежей напрямую зависит от того, как жители дома потребляют ресурсы: холодную и горячую воду, электроэнергию.

Для расчета стоимости коммунальных услуг управляющая или ресурсоснабжающая организация основываются на показаниях индивидуальных приборов учета (ИПУ). Данные с этих приборов жители обязаны своевременно передавать. Если показания не переданы или переданы с опозданием, расчет платы сначала производится по средним значениям потребления за предыдущие три месяца. После этого расчет ведется по установленному стандарту, который учитывает количество проживающих в квартире. Нормативное потребление обычно превышает фактическое, особенно если в квартире проживает большая семья, что может существенно увеличить начисления. В некоторых случаях управляющие компании и ресурсоснабжающие организации могут применять коэффициенты, которые увеличивают стоимость услуг в 1,5 раза.

Как сэкономить на коммунальных услугах? Прежде всего нужно установить индивидуальные приборы учета ресурсов (ИПУ). Все новые дома уже оборудованы ИПУ - это требование законодательства. В домах, введенных в эксплуатацию до 2012 года, обязанность по установке ИПУ лежит на собственнике помещения. Если счетчики не устанавливать, то к тарифу на ресурс применяется повышающий коэффициент 1,5, а значит, стоимость ресурса увеличивается в 1,5 раза.

Следующий этап - завести привычку передавать показания до 25-го числа каждого месяца. Однако управляющие и ресурсоснабжающие организации могут устанавливать иной срок передачи показаний - лучше выяснить у УК или ТСН, на какие даты нужно ориентироваться. Особенно важно передавать показания собственникам новых квартир, даже нулевые или неизменные. Дело в том, что, если не сообщить УК или ТСН о том, что никто не включал воду и свет, платежный документ будет сформирован по нормативу. От того, насколько корректно сняты показания, зависит сумма в квитанции. Лучше передавать только целые числа с показаний счетчика, но, если счетчик показывает дробные значения, очень важно не забыть поставить запятую: 3,5 и 35 кубометров воды - десятикратная разница в объеме. По этим значениям будет рассчитываться средний расход ресурса по квартире в том случае, если житель по каким-то причинам не сдал показания.

Нормативное потребление обычно превышает фактическое, особенно если в квартире проживает большая семья

Еще вопрос: как следить за техническим состоянием ИПУ? Мы знаем, что прибор учета, как и любой механизм, может выйти из строя, у всех приборов ограниченный срок службы - когда он заканчивается, нужно проверить, что счетчик по-прежнему исправно работает и фиксирует расход ресурса. Срок действия счетчика указан в его паспорте и в акте поверки. Если ИПУ вышел из строя или его поверка просрочена, показания прибора исключаются из расчетов, а счетчик считается неработоспособным. Законодательство обязывает собственников устранять неисправность ИПУ и проводить поверку в течение 30 дней с даты истечения срока поверки или выхода прибора учета из строя. Если возобновление работы ИПУ произошло в срок, превышающий 30 дней, то перерасчет по показаниям за прошедший период не проводится.

А еще индивидуальные показания могут влиять на размер платы для всех жителей многоквартирного дома. Помимо индивидуальных начислений за коммунальные ресурсы собственники оплачивают общедомовые нужды (ОДН). В домах, оборудованных общедомовыми и индивидуальными приборами учета, объем ресурса на общедомовые нужды определяется как разница между показаниями по общему счетчику в доме и суммой показаний ИПУ всех жителей. Полученная разница распределяется между всеми собственниками помещений в доме пропорционально площади помещения. Соответственно, своевременность и корректность передачи показаний ИПУ напрямую влияют на то, какой объем ресурса распределяется на всех жителей дома.

Важно и то, что показания счетчиков следует передавать в управляющую компанию (УК) или ресурсоснабжающую организацию (РСО) в случае, если у жителей заключены прямые договоры с поставщиками ресурсов. Для этого можно использовать несколько способов: позвонить, отправить электронное письмо, воспользоваться цифровыми сервисами или посетить офис.

Рынок ЖКХ в России активно переходит на цифровые технологии. Все больше управляющих компаний внедряют "умные" индивидуальные приборы учета, которые автоматически снимают и передают показания. В результате управляющие организации все чаще применяют платформы и мобильные приложения для автоматизации ввода данных и регулярного напоминания жителям о сроках передачи показаний. Например, система ГИС ЖКХ помогает в управлении данными и обеспечивает автоматическую передачу показаний счетчиков.

Кроме того, существуют онлайн-платформы для управляющих компаний и жителей, которые обеспечивают прозрачность и экономят время как поставщикам услуг (ресурсоснабжающие организации, провайдеры связи, производители "умных" устройств), так и жильцам.