Очевидно, что разработка прозрачных правил работы для интернета идет уже не первый год и предложенная инициатива - часть большого пути. Но есть один большой пробел в законодательной сфере - до сих пор неясно, кто же такие "блогеры". А из-за этого возможны разночтения одной и той же информации, напоминает маркетолог Ирина Гелевей.
Сегодня почти каждый второй пользователь интернета - блогер, а десять тысяч подписчиков - не такое большое число, накрутить такое количество подписчиков можно с помощью ботов за несколько тысяч рублей. Поэтому в случае принятия закона РКН добавится очень много работы. Если же блогер откажется подать сведения, представители РКН смогут заблокировать ТГ-канал. Но что помешает лидеру мнений создать новый паблик в том числе в другой юрисдикции? - задает вопрос Алена Талаш, основатель "РосКо".
В качестве другого "ответа" на деанонимизацию каналов, эксперты ожидают рост интереса к закрытым платным сообществам и эксклюзивному контенту для ограниченной аудитории.
- Вероятно, мы увидим рост популярности децентрализованных платформ и инструментов шифрования. Социальные сети на базе блокчейн-технологий, предлагающие анонимность, могут стать более востребованными среди блогеров, стремящихся сохранить свою конфиденциальность, - поясняет Людмила Зеленова и также прогнозирует создание агентств, специализирующихся на комплаенсе ("причесывании") блогеров под новые требования.
Возможно, даже появление новой отрасли права, занимающейся защитой интересов блогеров, создания юридических фирм, специализирующихся на правах интеллектуальной собственности в цифровой среде. Сами же блогеры могут зарегистрировать свои каналы как СМИ или малые предприятия для монетизации контента, уверен маркетолог Артем Киреев.
Конечно, эксперты надеются, что в скором будущем Телеграм сам предусмотрит функционал маркировки каналов. Тогда каждый канал получит свою пометку о принадлежности к тому или иному игроку рынка. Это будет удобно для пользователей, ведь площадке и самой выгодно не вводить их в заблуждение о том, из каких источников получена та или иная информация, прогнозирует Игорь Малинин, основатель The Business Pill.
Важно также отметить, что данные нововведения несут обязанности не только для блогеров, но и для рекламодателей. Поэтому необходимо в связи с этим предусмотреть механизм проверки передачи подобного уведомления РКН конкретным блогером. Сейчас такая система установлена при работе с самозанятыми, и рекламодатель может опираться не только на гарантии самого блогера, рассуждает Кирилл Диденок, основатель Didenok Team.
Олег Матюнин, руководитель рабочей группы по новым медиа уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве:
- К настоящему моменту КоАП РФ насчитывает не менее 18 статей, устанавливающих наказание за распространение вредной информации, в том числе с использованием сети Интернет. Распространение информации в сети Интернет должно подчиняться следующим принципиальным положениям ФЗ N 149:
1. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.
2. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
3. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Максим Петренчук, основатель Social Stars:
- Закон должен иметь и обратную сторону. Блогеров можно наделить, например, официальным статусом, приравняв их работу по отдельным параметрам к деятельности журналистов официальных СМИ. Им можно предоставить больше возможностей посещать официальные мероприятия, например. В целом - дать блогерам инструменты влияния на политику и общество.
Почему именно сейчас возникла потребность в "переписи населения"?
На этот вопрос отвечает Артем Ступак, лектор Российского общества "Знание". По данным TGstat на 2024 год, в Телеграм создано свыше 1,4 миллиона телеграм-каналов и 140 тысяч чатов.
Из них в России создано 946 тысяч телеграм-каналов и 80 500 чатов с общим количество аудитории в 4 026 480 000 человек. Россия является лидером по количеству созданных телеграм-каналов и чатов на постсоветском пространстве.