"Василий Теркин" в постановке Алексея Ермилышева - еще одна яркая афиша архангелогородцев, критики писали: это совершенно новый Теркин, новый Твардовский! Если удачи театра перевести на сухие цифры, то в городе на 350 тысяч человек продается более 130 тысяч билетов за один сезон. Еще из театральной арифметики - когда в марте 2020 года все сцены в стране закрыли на карантин, в Архангельске одними из первых додумались играть спектакли онлайн. Премьеру по роману Федора Абрамова "Пряслины. Две зимы и три лета" тогда посмотрело более семидесяти тысяч зрителей.
"Пряслиных" и "Теркина" Архдрама покажет во время своих первых московских гастролей - они пройдут с 26 по 31 августа в Театре Вахтангова. Также в афише - "Мастер и Маргарита", "Доктор Живаго" и масштабное полотно о месте человека во Вселенной "СТОЛЕТВМАКОНДО". Накануне столичных показов "РГ" говорит с директором архангельского театра - Сергеем Самодовым.
Сергей, на вашей странице в соцсетях уже долгое время висит фраза: "В каждом театре должен быть свой Карабас-Барабас", объясните?
Сергей Самодов: Если объективно прочитать "Золотой ключик", то Карабас-Барабас - это человек, создавший успешный театр, и человек, который заботится о том, чтобы у театра были аншлаги. К тому же я похож на Карабаса-Барабаса, такой же лысый и с бородой (смеется), и совсем не мягким характером. Но на самом деле, эта фраза - проявление самоиронии, не более.
Но ирония иронией, а на то, чтобы построить аншлаговый театр, который зовут на все крупные фестивали страны и на большие гастроли в Москву, у вас ушло меньше десяти лет. Спрошу прямо - а есть ли смысл строить в регионе настолько успешный театр?
Сергей Самодов: Если мы заглянем в 4-5 век до нашей эры, в Древнюю Грецию, то окажется, что театр создавался как общественно-политический институт. А людей, которые не ходили голосовать и не ходили в театр, называли словом "идиотос". То есть, ходить в театр было гражданской обязанностью. Философия, конечно, но для меня это база, от которой я отталкивался. Мы хотим, чтобы вокруг нас формировалось общество глубокомысленных людей, в каком-то смысле даже пассионарных.
Оно реально формируется или это только мечты?
Сергей Самодов: Я думаю, вокруг Архдрамы оно сформировалось. Наши первые соцопросы показывали, что жители Архангельска ходили в театр в лучшем случае два-три раза в год, в основном на премьеры. Теперь нередко можно услышать, что люди смотрят более двадцати спектаклей за сезон. И это уже совсем другой подход к театру. Есть и другая категория зрителей - те, кто специально приезжает в Архангельск, чтобы сходить в наш театр, едут в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга. Все это пытливые, глубокие, ищущие смыслы граждане. Если бы они не находили то, что ищут в театре, у нас не было бы такой статистики - в этом году мы преодолеем цифру 150 тысяч проданных билетов. Говорю об этом не потому что это успех экономический, а потому что за каждым проданным билетом - живой разговор о чем-то важном.
О чем театр говорит со зрителем во времена, которые называют турбулентными?
Сергей Самодов: Легких времен не бывает, как и легких разговоров со зрителем. Но в любое время репертуар должен быть жизнеутверждающим. Я не понимаю тех, кто сегодня делает мрачные апокалиптические постановки. Человек из театра должен всегда выходить с надеждой. Когда нам разрешили работать на зрителей после пандемии, мы поставили "Собаку на Сене" по Лопе де Вега, хотя сезон ранее открывали "Гамлетом", а последующий сезон - "Доктором Живаго", коллеги из других театров удивлялись - это не серьезный спектакль, это какой-то "испанский стыд", зачем вам это нужно? Но мы понимали, что люди пережили очень тяжелое непростое время с самоизоляцией, ежедневной статистикой заражений и смертей, и теперь их нужно заново учить улыбаться. Спектакль идет до сих пор, зрителей у него меньше не становится.
Как и у спектакля по роману Маркеса "Сто лет одиночества", которым вы открываете московские гастроли…
Сергей Самодов: Это неслучайный выбор. Московские зрители сейчас очень интересуются региональными театрами. У нас есть возможность приехать, и, естественно, мы должны себя показать так, чтобы наши гастроли в Москве стали регулярными, мы именно на это рассчитываем. Спектакль Андрея Тимошенко по Маркесу "СТОЛЕТВМАКОНДО" - лонглистер "Золотой маски", его уже два года активно обсуждают критики, о нем спорят коллеги. Это наша визитка на сегодняшний день.
Не боитесь, что будут сравнивать с постановками Егора Перегудова в СТИ и в "Маяковке"? Его взгляд на Маркеса пришелся по вкусу столичным критикам…
Сергей Самодов: Думаю, наш Маркес совершенно другой. Он как минимум - северный (улыбается). Он специфический даже с точки зрения нахождения зрителей - они внутри сцены на вращающихся стульях, а действие происходит вокруг. В центре зала огромная глыба льда, который тает и жжется. Все как в романе.
"Пройдет много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лед…"
Сергей Самодов: Именно. Эта фраза повторяется у нас несколько раз, и бабочка на пальце полковника тоже в спектакле появится, и много еще всего, поклонники этого романа точно не уйдут домой разочарованными.
"Доктор Живаго" Архдрамы, пожалуй, наиболее интригующее название в афише московских гастролей…
Сергей Самодов: С постановкой по Пастернаку интересная история. Она появилась на нашей сцене осенью 2021 года, и с тех пор исторический контекст придает спектаклю все новые звучания. В финале у нас Живаго говорит: "Боже, храни страну нашу, Россию". Постановщики попали во время, максимально при этом сохранив сюжет, язык и главную мысль романа - смерти нет, если человек создает и утверждает жизнь.
Время поменяло зрительский ракурс и "Василия Теркина", который идет у нас уже десятый сезон. Мы говорим о том, что геройство и смерть всегда идут рядом. Часть "Теркин на том свете", которую практически не ставят в театрах, в нашей постановке стоит на своем месте. Получился совершенно не тот "Теркин", к которому все привыкли. Недавно мы закрывали этим спектаклем первый Всероссийский фестиваль "Вахтангов. Путь домой". И вот теперь будем показывать на Новой сцене Театра Вахтангова, сыграем четыре раза.
Спектакль, который точно от вас ждали - "Пряслины. Две зимы и три лета" по роману Федора Абрамова. Многие театралы помнят версию Льва Додина в МДТ, но это было еще в прошлом веке, и страна тогда была другой. Каким зрители увидят Абрамова сегодня?
Сергей Самодов: Когда мы еще в 2019 году задумывали этот спектакль, то мы хотели заново открыть Федора Абрамова России. Тут же появилось много людей, которые "знали", как правильно нужно ставить роман о Пряслиных - это неизбежно, когда ты берешься за местный материал. Мы, разумеется, ко всем прислушались, но постановщиков пригласили из других городов, нам хотелось, чтобы слова "Пинега" и "Веркола" никаких ассоциаций и эмоций у авторов не вызывали. На мой взгляд, эксперимент удался, режиссер Владимир Хрущев и его команда смогли увидеть в Абрамове то, что делает его знакомым и понятным для всех. Это очень тонкая, лирическая работа…
И при этом в ней много реплик на постановки Римаса Туминаса…
Сергей Самодов: Соглашусь, что по эстетике это точно Вахтанговский спектакль. Он наполнен символами - чего стоит только тот гигантский платок, что живет на сцене вместе с героями, и то спасает их от дождя, то связывает их, превращается в поле, в скатерть, в простыню… Невероятно удачная находка художника Анатолия Шикули. Или река, которую мы только слышим, но не видим на сцене…
Когда я не так давно приезжал на свою малую родину, в один из северных районов, я удивился тому, насколько измельчилась река, и соответственно поменялись берега. Я тут же вспомнил наш спектакль, на моих глазах символ стал реальностью.
Это очень музыкальный спектакль, напевный, актеры, разумеется, у нас не окают, но тон повествованию задает настоящая сказительница, которая знает, как на самом деле говорили на родине Абрамова в советские годы. Не буду выдавать других секретов, скажу лишь, что и "Пряслины" - это про нас сегодняшних, про то, как оставаться людьми в те самые турбулентные времена. Приходите, поговорим об этом вместе.
Новая сцена Театра Вахтангова:
Основная сцена: