Однако этим эстонцы сами себе усложняют жизнь. Нововведение создаст очереди на границе, значительно увеличит нагрузку на эстонскую таможенную службу и может в перспективе изменить транзитные маршруты, проходящие через Эстонию, пояснил в разговоре с "РГ" старший преподаватель кафедры Международного бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Иванов.
По словам Иванова, сейчас Эстония использует обычную систему управления рисками, которая в автоматическом режиме выявляет, какие товарные партии следует осматривать и досматривать. Основные опасения в Таллине связаны с транзитными грузами, которые проходят через Эстонию и должны следовать транзитом в третьи страны по территории России. По мнению эстонской стороны, грузы не проходят транзитом через Россию, а изначально направляются в Россию с некорректными сведениями в товаросопроводительных документах, что делается для обхода санкционных ограничений по ряду товарных групп.
"Вероятно, их автоматическая система контроля, основанная на рисках, не способна распознавать такие грузы, поэтому вводится "полный таможенный контроль". Его введение создаст очереди на границе, значительно увеличит нагрузку на эстонскую таможенную службу и может в перспективе изменить транзитные маршруты, проходящие через Эстонию", - считает эксперт.
Также, по его мнению, одной из возможных причин усиления контроля могут быть проблемы в информационных системах CIS (Customs Information System) и NCTS (New Computerised Transit System), в которых ЕС и Россия обмениваются информацией о транзитных грузопотоках, что не позволяет Эстонии настроить свою систему управления рисками. В частности, Иванов напомнил, что введение пятой версии NCTS было отложено с осени 2023 года на 1 июля 2024 года, так как не все участники успели подготовиться к обновлению.
При этом в отношении товарооборота между Россией и Эстонией эксперт отметил, что с февраля 2022 года по февраль 2024 года значительно выросли поставки медикаментов и медицинского оборудования, которые преимущественно идут транзитом. Если в 2021 году такие поставки составляли примерно 5,6 тонн, то в 2022 году - 1190 тонн, а в 2023 году - почти 3400 тонн, заключил Иванов.