Компании увеличили наем временных сотрудников

Российские компании наращивают долю временных сотрудников в коллективе. Драйвером найма является торговля. В этой сфере стало нормой увеличивать численность коллектива в пиковые нагрузки. И к таким периодам стали относить все больше ситуаций, что приводит к росту нерегулярной части коллектива компаний.
iStock

Спрос на временных сотрудников начал расти с конца 2023 года и продолжается до сих пор, сообщили в СДЭК. За первую половину года количество вакансий для таких сотрудников выросло на 55%, сообщили в hh.ru. Рост спроса на работников, нанятых на ограниченный срок, прослеживается и в данных Росстата: в первом квартале этого года число таких работников выросло на 9% относительно прошлого года, рассказывает Виктор Ляшок, ведущий научный сотрудник Центра "ИНСАП" ИПЭИ Президентской академии. Но доля временных сотрудников на российском рынке труда пока не превышает 4%, или 2,7 млн человек.

Больше всего таких вакансий стало для продавцов-кассиров - на 122%. Также среди самых востребованных временных профессий курьеры, операторы колл-центров, менеджеры по продажам и водители. С такими соискателями обычно подписывают срочный договор на короткий срок, например, на несколько месяцев.

Чаще всего временно компании нанимают продавцов-кассиров, курьеров и операторов колл-центров

Раньше временными часто считались сезонные работники, к примеру, их было достаточно много в сельском хозяйстве, строительстве, где основной объем работ приходится на летний период. Также временные сотрудники массово задействованы в сфере туризма, ресторанного и гостиничного бизнеса. На несколько месяцев нанимают горничных, администраторов, официантов и поваров. А также инструкторов, гидов, экскурсоводов, актеров и аниматоров. Сейчас количество сфер деятельности и специальностей, на которых могут быть задействованы временные работники, значительно расширилось. Кроме того, период пиковых нагрузок в этих сферах не приходится на лето.

Теперь временных сотрудников активно нанимают маркетплейсы. Самый востребованный период в этом плане - с сентября по декабрь. Так как перед новогодними праздниками нагрузки увеличиваются и компаниям необходимо нанимать дополнительный персонал.

Востребованность временной работы возрастает и в других сферах. Как временных сотрудников стали нанимать контент-менеджеров, когда увеличивается нагрузка по загрузке новых карточек товаров, к примеру, после выхода новых моделей смартфонов, уточнили в CDEK.Shopping. У таких сотрудников нет стандартного графика работы - они работают в любое время и берут столько карточек, сколько хотят.

Кроме того, временно нанимают на лето подростков. С упрощением правил их найма в прошлом году количество подростков на рынке труда увеличилось. Их начали принимать крупные торговые компании на должности курьеров, комплектовщиков, упаковщиков, что также увеличивает количество временных занятых.

Растет наем временных работников, которые до этого традиционно работали на бессрочных трудовых договорах: бухгалтеров, маркетологов, юристов, программистов и других групп высококвалифицированных работников, говорит Ляшок. Это связано с распространением проектной работы, удаленных форматов занятости.