До недавнего времени Северный морской путь использовался преимущественно для внутренних перевозок между портами России. Однако в последние годы он стал востребован международными грузоотправителями - как более короткая альтернатива пути через Суэцкий канал или мимо мыса Доброй Надежды на Капском полуострове южнее Кейптауна (ЮАР).
Появление нового маршрута стало следствием модернизации технологий и улучшения условий навигации в Арктике. Как отметили эксперты группы компаний "Деловые Линии", сегодня суда арктического класса способны преодолевать льды толщиной до 2 метров, что позволяет им безопасно проходить по Северному морскому пути даже зимой.
Новая транспортная услуга доступна для всех клиентов. Однако приходится делать поправку на суровый арктический климат, поэтому не все грузы принимаются к перевозке. Для некоторых отправлений может потребоваться транспортировка в изотермических контейнерах вместо обычных. При необходимости для упаковки груза дополнительно используются термоизолирующие материалы. По статистике логистического оператора, на азиатском направлении преобладает импорт из Китая. Оттуда идут свыше 70 процентов всех перевозок за первое полугодие 2024 года. Более 60 процентов всех поставок доставляются именно в европейскую часть России, в основном это запчасти, промышленное и электрооборудование. И есть все шансы, что грузопоток будет расти и дальше.
На Российско-Китайском бизнес-форуме, который состоялся в мае 2023 года в Шанхае, шла речь об увеличении взаимного грузооборота между обеими странами до 200 миллиардов долларов. Только за год (в 2023-м по сравнению с 2022-м) товарооборот России и Китая вырос на треть. Способствовал развитию именно запуск новых маршрутов - в октябре 2023-го первый контейнеровоз из Китая впервые дошел до порта Балтийск Калининградской области. А в июле 2024-го запущен новый железнодорожно-морской маршрут в Китай, по которому грузы из Петербурга и Москвы по железной дороге идут в Архангельск, а оттуда - в Шанхай и Нинбо.